Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

1986-2006 гг.

УдГУ и перестройка

Во вторую половину 80-х годов УдГУ уверенно входил как один из наиболее динамично развивающихся вузов. Начинавшиеся в стране политические и социально-экономические преобразования не внушали опасений, а наоборот, воспринимались, как и в обществе в целом, с энтузиазмом. Расширялись возможности для проявления самостоятельности и инициативы.

Появились первые кооперативы. Например, в 1988 году ряд преподавателей ФизФ и МФ организовали кооператив «Хакер», занимавшийся разработкой и сопровождением компьютерных программ. В 1989 году университет перешел на новые формы хозяйствования, основанные на самоокупаемости и хозрасчете.

Ситуация резко ухудшилась в 1991−92 годах, когда страна вошла в затяжной кризис. Сложнее всего в этих условиях приходилось военно-промышленному комплексу и фундаментальной науке. Университет лишился выгодных заказов на оборонные исследования, до минимума сократилось государственное финансирование высшей школы. УдГУ, однако, не стал пассивно дожидаться «лучших времен» и воспользовался возможностью проявить инициативу. Целью стало ускоренное развитие, интеграция в мировое образовательное и научное пространство с сохранением традиций классического отечественного образования. Это потребовало поиска новых, нетрадиционных форм и методов организации жизнедеятельности вузов.

Разработка современной концепции развития УдГУ связана с именем д.ф.-м.-н, профессора Виталия Анатольевича Журалева, который стал ректором университета в 1986 году. Он поставил амбициозную задачу — войти в число элитарных вузов страны. Ускорение темпов научно-технического прогресса, изменяющиеся общественные и экономические условия в стране более остро, чем раньше, поставили задачу опережающего развития образования. Поэтому ставка была сделана на фундаментальные знания, иными словами — обучение студентов через науку, путем сочетания высокого педагогического мастерства и серьезных научных исследований.

Исследовательский университет

Выработанные в общих чертах принципы дальнейшего развития Удмуртского университета были закреплены и конкретизированы в принятой в 1994 году «Концепции развития федерального исследовательского университета», синтезировавшей отечественный и мировой опыт университетского строительства.

В этом документе допускалась многоуровневая система американского типа для отдельных специальностей, но за основу была взята классическая модель университета исследовательского типа. При этом были не только продекларированы намерения, но и разработаны действенные механизмы их осуществления с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране.

Анализ ситуации на рынке труда показал, что выжить и развиваться может только вуз, обеспечивающий широкий спектр образовательных услуг. В числе приоритетных направлений в этой сфере четко обозначились два: увеличение специальностей, по которым ведется подготовка выпускников, и сквозная система образования. Решение этой задачи потребовало структурной и кадровой реорганизации в университете.

Изменения структуры университета

За короткий срок количество факультетов Удмуртского госуниверситета резко увеличилось: в 1988 году их было 9, в 1995 году — уже 17, в 2001 году — 19, в 2005 — 21. В 1988 году физико-математический факультет был разделен на физический и математический, в 1990 году из биолого-химического выделился географический. В 1992−95 годах возникли факультеты удмуртской филологии, психолого-педагогический, философско-социологический, медицинской биотехнологии, факультет профессионального иностранного языка. В 1999г. для организации довузовской подготовки учащихся был создан Факультет довузовского образования (ФДО). В настоящее время факультет осуществляет организационную и координационную деятельность в УдГУ по различным программам дополнительного образования школьников.

Социально-политические процессы второй половины 80-х — 90-х годов повысили роль СМИ в жизни страны, способствовали их быстрому развитию. Чтобы удовлетворить потребность региона в соответствующих специалистах в 1994 году на базе кафедры удмуртской литературы и литературы народов России (факультет удмуртской филологии) открывается отделение журналистики. Через пять лет отделение преобразовано в факультет журналистики.

Расширение спектра образовательных услуг достигалось также за счет внедрения многоуровневой системы образования, нашедшей воплощение в создаваемых на базе некоторых факультетов колледжах. Первыми в эксперимент были включены экономисты: в 1991 году на базе факультета открыт Высший колледж управления, предпринимательства и права (ВКУПП). Здесь — впервые в России — внедрялась единая система подготовки специалистов начиная со школьной скамьи (экономические лицеи, гимназии, техникумы) и заканчивая производством (академия предпринимательства и права, вечерне-заочная переподготовка, повышение квалификации на базе среднего специального образования, одно-и трехмесячные курсы для производственников, учебно-консультационный центр). Тогда же была разработана и апробирована многоканальная система финансирования. ВКУПП просуществовал до 1998 года и был ликвидирован в связи с созданием Института экономики и управления.

Открывались колледжи и на других факультетах. Одни из них прекратили свое существование, другие продолжаю работу, третьи преобразовались в факультеты и институты. В 1996 году на базе действовавших с 1992 года при историческом факультете Высших женских курсов (ВКЖ) образован Высший колледж социальных коммуникаций (ФСК). В 1998 году Высший колледж дизайна, действовавший при факультете искусств, реорганизован в факультет дизайна. В 2000 году на базе колледжа социального работы оформился факультет социальной работы, позже влившийся в состав факультета психологии и педагогики.

Университет активно реагировал и на глобальные вызовы современности. В 1999 году при кафедре безопасности жизнедеятельности в ИПСУБ открылась специальность «Безопасность жизнедеятельности». Тогда же кафедра «Управление в чрезвычайных и кризисных ситуациях» на физическом факультете начинает осваивать специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях». В 2001 году кафедры объединены в факультет гражданской защиты. В 2000 году на базе кафедры общей экологии (БХФ) в качестве самостоятельного подразделения в структуре УдГУ организуется Высший экологический колледж, вскоре преобразованный в экологический факультет. Новое подразделение должно было готовить студентов по специальности «Природоохранное обустройство территорий».

Таким образом, перечень предлагаемых студентам специальностей расширился в 1990-е годы как за счет традиционных, так и принципиально новых для Удмуртского университета направлений.

Конец 1990-х — начало 2000-х годов ознаменовались волной преобразований факультетов в институты внутри УдГУ. Первоначально этот процесс затрагивал экономически самостоятельные структуры. Тон задали юристы и экономисты: в 1997 году юридический факультет реорганизовался в Институт права, социального управления и безопасности (ИПСУБ), а экономический — в Институт экономики и управления. Быстро прогрессировал в освоении рынка образовательных услуг ФСК, что позволило ему в 1999 году преобразоваться в Институт социальных коммуникаций (ИСК). Год спустя на базе факультета романо-германской филологии образовался Институт иностранных языков и литературы. В конце 2001 года произошло объединение экологического факультета и факультета гражданской защиты в Институт гражданской защиты и экологии (сейчас — ИГЗ). В 2002 году факультеты искусств и дизайна объединились в Институт искусств и дизайна (ИИД). В 2006 году факультет психологии и педагогики реорганизован в Институт педагогики, психологии и социальных технологий (ИППСТ).

Серьезным изменениям подвергся математический факультет: в 2005 году он разделился на собственно математический и факультет информационных технологий и вычислительной техники (ФТИВТ).

Расширение образовательной деятельности УдГУ осуществляется также посредством сети филиалов в городах Кудмыкар (Пермский край), Нижняя Тура (Свердловская обл.), Губкинский (Тюменская обл.), Воткинск, Можга (УР). Уже в 1998 году начал работу Институт дистанционного образования.

Научная работа

Задачи фундаментализации образования и обучения через исследовательские технологии невозможно решить без соответствующего уровня организации науки. В условиях отсутствия в республике мощных центров, концентрирующих интеллектуальный потенциал, руководство университета пошло по пути интеграции с академическими институтами Уральского отделения РАН, расположенных Ижевске.

Процесс слияния завершился в начале 90-х годов. В 1992 году руководство УдГУ вышло с предложением создать на базе УдГУ, ФТИ и ИИЯЛ УрО РАН Естественно-гуманитарный научно-образовательный вузовско-академический комплекс (ЕГНОК). В 1993 году Президиумом УрО РАН и Госкомитетом по высшей школе утверждено положение о ЕГНОК. Таким образом было юридически оформлено создание учебно-научного технополиса, в состав которого на начальном этапе вошли центр новых материалов и технологий, физики поверхности, центр получения сверхчистых материалов, центр биотехнических исследований, центр математических и теоретико-физических исследований.

Одновременно уделялось внимание развитию устоявшихся традиционных направлений и коллективов, многие из которых эволюционировали в крупные научно-исследовательские подразделения. Для более эффективной организации научной работы в 1993 году на базе НИС создан Центр научных исследований (ЦНИ).

Кадровый состав

Усиление научного и кадрового потенциала осуществлялось как посредством привлечения к учебной и исследовательской деятельности специалистов академических и других учреждений республики, так и за счет повышения квалификации собственного педагогического состава, вовлечения в научную и учебную работу наиболее талантливых выпускников университета.

В 1991 года количество преподавателей составляло 480 человек, из них 15 докторов и 230 кандидатов наук (51% с научной степенью), то в 1996 году эти показатели составляли соответственно 730, 43 и 312 (48,6% с научной степенью); в 2001 году — 910, 80 и 355 (47,1% с научной степенью); в 2005 году — 953, 123 и 460 (61,2% с научной степенью).

В сложных экономических условиях УдГУ удалось не только минимизировать утечку умов, но и усилить свой интеллектуальный потенциал. Существенное снижение некоторых показателей (в частности, удельный вес в составе ППС имеющих научную степень) произошло в 1997−99 годах. Это можно объяснить рядом причин — и общая кризисная ситуация в стране, обесценивающая престиж науки и научного работника и приведшая к оттоку квалифицированных специалистов в более доходные сферы деятельности, в другие регионы страны и за рубеж.

Сказались на ситуации и внутривузовские процессы — бурное развитие университета, открытие новых подразделений, увеличение контингента студентов и преподавателей. В этой ситуации рост квалификации ППС неизбежно отставал от роста штата. Со стабилизацией социально-экономической ситуации в стране и структурной стабилизацией вуза качественные показатели вновь стали преобладать над количественными.

Материальная база

1 корпус УдГУ

Концепция развития Удмуртского университета опирается на быстрое расширение его материальной базы. Наиболее злободневной в последнее время является нехватка учебных и производственных площадей, рост которых заметно отстает от роста контингента преподавателей, сотрудников и студентов. Дефицит финансирования «заморозил» некоторые проекты строительства новых корпусов, затормозил ввод в действие строящихся зданий. Тем не менее и в этой сфере достигнуто немало.

В 1987 году сдан в эксплуатацию Комбинат студенческого питания, в 1988 на основе подсобного хозяйства был организован Ботанический сад, ставший учебно-научной базой для подготовки специалистов-биологов. Его территория составляет около 40 га, на которых ведется работа по садоводству и огородничеству, выводятся новые сорта сельскохозяйственных культур и т.д. Одним из приоритетных направлений является выращивание лекарственных растений, не встречающихся в природных условиях Удмуртии.

В 1992 году введен в строй 5-ый учебный корпус (Дворец спорта УдГУ), в котором размещается факультет физической культуры. Общая площадь корпуса — 5,6 тыс. кв. метров, на которых располагаются бассейны, спортивные залы, лаборатории и учебные классы.

В 1997 году завершено строительство 6-го учебного корпуса, площадью 12,5 тыс. кв.м. Это позволило существенно разгрузить учебные и научно-производственные помещения в других корпусах.

В 2002 году открылся надземный переход между 1-м и 2-м корпусами через ул. Удмуртскую. Завершение строительства главного вестибюля соединило 4-й и 6-й корпуса. В будущем аналогичные переходы свяжут 2-й, 7-й и 6-й корпуса. Таким образом основные университетские здания оформятся в единый архитектурный комплекс.

Весной 2003 года возле 2-го корпуса завершилось обустройство сквера и состоялось открытие бронзового памятника А. С. Пушкину. Ведутся работы по строительству учебно-лабораторного корпуса нефтяного факультета и фундаментальной межвузовской библиотеки. Разработан проект освоения новой территории УдГУ (около 10 га).

Информационные ресурсы

Интернет центр. Спутниковая тарелка

Одним из главнейших условий совершенствования учебного и научного процесса является уровень его обеспеченности информационными ресурсами. С мая 1996 года УдГУ вышел в глобальную сеть интернет, получил комплект оборудования узлового центра Российской университетской сети РАННЕТ с антенной спутниковой связи. В числе 30 отечественных вузов УдГУ был включен в программу Фонда Сороса «Университетские центры Интернет».

Интернет-центр УдГУ образовался в конце 1997 года на базе Института математического моделирования и лаборатории систем мультимедиа. В настоящее время это подразделение осуществляет информационное обеспечение не только университета, но и предприятий, органов государственной и муниципальной власти республики, крупных политических и спортивных мероприятий. При Интернет-центре действует Мультимедиа-центр, выпускающий уникальную мультимедийную продукцию, получившую признание на всероссийском уровне.

Одновременно ускоренными темпами развивались факультетские вычислительные мощности. С завершением формирования университетской научно-образовательной сети впервые в Удмуртии стал возможен доступ к международным и российским базам данных для широкого круга студентов, преподавателей и научных работников.

Издательство Удмуртского университета

Показателем зрелости университета, его научно-учебного потенциала является организация в 1991 году собственного издательства («Издательство Удмуртского университета»), реорганизованного в 1998 году в "Издательский дом «Удмуртский университет». Только за первые пять лет существования им выпущено 525 изданий общим тиражом свыше 450 тыс. экземпляров. В дальнейшем выпуск продукции постоянно увеличивался. В 2001−2005 годах издано более тысячи наименований книжной продукции общим тиражом более миллиона экземпляров.

Особое внимание традиционно уделяется истории и культуре удмуртского народа и природе родного края. Наибольшие резонанс вызвали издания «Зеленый дом и его обитатели» (В. В. Туганаев), «История музыкальной культуры Удмуртии», «Орнаменты. Стили. Мотивы» (Н. С. Ворончихин, Н. А. Емшанова), «Древняя и средневековая история удмуртского народа» (Р. Д. Голдина), «А. Ф. Дерябин: основатель Ижевского завода» (Е. Ф. Шумилов), «Родной земли просторы» (хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии), фотоальбомы «Ижевские картинки» и «Ижевск на рубеже веков» и др. Большое внимание Издательский дом уделяет обеспечению образовательного процесса необходимой литературой. Ежегодно выпускаются издания, предназначенные для школьников, абитуриентов, студентов, аспирантов.

Являясь своеобразной визитной карточкой УдГУ, издательство достойно представляет его в когорте сильнейших университетских книгопроизводителей России, занимая место в десятке лучших. Показательно, что именно издательству УдГУ Госкомвуз РФ доверил в 1994 году выпуск на двух языках справочника «Высшие учебные заведения Российской Федерации». Большой объем самой разнообразной продукции выпускает Типография УдГУ.

Социальная сфера

Университет больше не получает бесплатные квартиры от города и не может вести активное строительство жилых домов. Но несмотря на дефицит финансирования, УдГУ ежегодно изыскивал возможности для улучшения жилищных условий преподавателей и сотрудников путем как покупки квартир, так и собственного строительства: в 1994 году был сдан 30-квартирный дом. Во второй половине 1990-х ректоратом вуза ежегодно приобреталось в среднем по 10−12 квартир. Находились также средства на организацию отдыха, оздоровление преподавателей, сотрудников, студентов, оказание материальной помощи и т.д.

Важную роль в социальной политике университета второй половины 1990-х годов играло Управление социального обеспечения. Оно смогло решить вопрос о передаче на баланс УдГУ от АО «Ижмаш» детского сада, осуществило его ремонт. Была реорганизована работа профилактория, произведена реконструкция спортивно-оздоровительного лагеря «Воложка», сделан ремонт в столовых и общежитиях.

Источники финансирования

Достижение поставленных перед УдГУ целей было возможно только при наличии устойчивого финансирования. В первой половине 90-х из федерального бюджета выделялись средства только на зарплату и стипендии, да и то в пределах 40−50% от необходимого. Поэтому, после ряда проб и ошибок, акцент был сделан на создание системы многоканального финансирования, состоящего из поступлений из госбюджета и коммерческих средств от образовательной и производственной деятельности. Так, впервые в России, УдГУ в 1994 году реализовал идею образовательного займа, что стало важным источником финансовых поступлений в вуз. Средства от населения привлекались в форме вексельных займов через группу уполномоченных коммерческих банков и систему образовательного страхования. Это новшество не только прижилось, но и было рекомендовано Госкомвузом России для внедрения в других вузах страны.

Широкая хозяйственная самостоятельность, данная ректоратом отдельным структурным подразделениям УдГУ, позволила им предотвратить утечку кадров, завоевать место на рынке образовательных услуг, динамично развиваться «вглубь» и «вширь». Главными «донорами» университета стали ИПСУБ и ИэиУ, на долю которых приходилась почти четверть университетского бюджета. Вместе с тем, раздробленность счетов нарушала целостность УдГУ как единого организма и не позволяла эффективно проводить единую финансовую политику, полноценно поддерживать фундаментальную науку, что могло сказаться и на качестве образования.

Важные изменения произошли на федеральном уровне: упорядочение налоговой системы в 1999−2000 годах потребовало централизации финансовых потоков внебюджетной деятельности вузов. В УдГУ стали применяться новые принципы экономической политики: единый внебюджетный расчетный счет и единая касса. Внебюджетная деятельность структурных подразделений осуществлялась через систему лицевых карточек, открываемых приказом ректора. Лицевые карточки позволили не только осуществлять бухгалтерское обслуживание подразделений, но и оптимизировать финансовые потоки, поднять ответственность руководителей за расходование средств. Будучи в свое время пионером в области цивилизованного привлечения средств населения, спустя 10 лет УдГУ изменил стратегию. Под руководством В. А. Журавлева на перспективу была принята новая концепция развития вуза под названием «Мегауниверситет». Суть ее состоит в том, что «все рыночные отношения выносятся за рамки учебного процесса и приема в университет и группируются в форме „бизнес-окружения“ вуза, представляющего собой совокупность малых инновационных предприятий на высокотехнологичных направлениях…».

по материалам книги "Очерки истории Удмуртского государственного университета 1931-2005" (В.В.Пузанов, И.В.Верижникова, А.Н.Кутявин, Н.В.Халявин, ответственный редактор - В.В.Пузанов).

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus