Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

1931-1941 гг.

Решение о создании вуза

Удмуртский государственный университет — старейший вуз Удмуртии, является прямым преемником Удмуртского государственного педагогического института (УГПИ). УГПИ-УдГУ был создан в 1931 году — в эпоху форсированной индустриализации, сплошной коллективизации, строительства в СССР нового общества. Глобальные задачи, стоявшие перед страной, не могли быть реализованы без создания современной системы образования.

Особенно остро стоял вопрос о просвещении национальных окраин и ликвидации исторически сложившегося разрыва в культурном, образовательном и экономическом уровнях развития многочисленных народов, проживающих на территории бывшей Российской Империи. На фоне многих национальных образований Удмуртия (в то время — Вотская автономная область, ВАО) отличалась достаточно развитой тяжелой промышленностью. Однако социальная и культурная сферы значительно отставали.

Так, региону требовалось 717 специалистов с высшим образованием, еще больше — 3881 — специалистов со средним специальным образованием, однако учебные заведения области могли подготовить только 3667 человек. Разрыв между спросом и предложением предлагалось сокращать за счет практиков, выдвиженцев, выпускников краткосрочных курсов, специалистов из других регионов.

Введение всеобуча, задачи преподавания на удмуртском языке выдвигали в число приоритетных направлений подготовку учительских кадров. Существующие педагогические техникумы в Ижевске, Глазове, Можге, Новом Мултане, Якшур-Бодье, Дебесах удовлетворяли потребность в педагогах лишь на 15−20%, основная масса учителей готовилась на краткосрочных курсах, приезжих специалистов не хватало. Перед областью встал вопрос об организации высшего педагогического учебного заведения.

В постановлении ВЦИКа и Совнаркома РСФСР от 10 февраля 1931 года «О мероприятиях в ознаменование десятилетия Вотской автономной области» предлагалось: «Наркомпросу РСФСР открыть в ВАО педагогический институт и приступить в том же году к постройке здания для этого института».

10 марта 1931 года бюро областного комитета партии постановило открыть в сентябре пединститут по «общественно-литературному, физико-техническому, агрономическому и химико-биологическому отделениям» и определило квоту для первого набора — 160 человек. Горсовет обязали обеспечить институт необходимым помещением, а ОБОНО — оборудовать к началу учебного года кабинеты и библиотеку для нового вуза.

25 марта 1931 года было принято Постановление Президиума ВЦИК об организации в Ижевске педагогического института «имени 10-летия ВАО». Через 2 недели, 10 апреля, состоялось торжественное открытие Удмуртского государственного педагогического института.

Значимость этого события с характерным энтузиазмом отражают строки «Ижевской правды» от 10 апреля: «Роль педагогического института всем понятна — готовить высокой квалификации педагогические кадры, быть средоточием научной педагогической мысли в области, служить базой для подготовки и переподготовки преподавателей и центром заочного повышения квалификации учительства. В такого типа учебных заведениях страна нуждается, а тем более наша отсталая область <...>, квалификация нашего учителя невысока (особенно деревне), учитель часто совсем не разбирается, а в лучшем случае — плохо в самых элементарных политических и педагогических вопросах. А перед нами стоит величайшая задача выковки нового человека, воспитания борца за социализм».

Учебный процесс в пединституте начался вовремя — 1 сентября 1931 года, однако организационный период продлился до 1936 года. Нелегко представить, с какими трудностями пришлось столкнуться первым сотрудникам УГПИ-УдГУ при отсутствии опыта организации высшего образования республики, низком уровне подготовки выпускников школ, практически полном отсутствии материальной базы.

Огранизация учебного процесса

Первоначально в составе УГПИ насчитывалось четыре небольших отделения — социально-экономическое (преобразованное в 1933 году в историческое), физико-математическое, естествознания, языка и литературы. С развитием организационной структуры институт постепенно превращался в сложный учебный комплекс.

Уже в первый учебный год открылось подготовительное отделение (рабфак). В сентябре 1932 года создана кафедра удмуртского языка и литературы, которая должна была обеспечить перевод школьного образования на родной язык квалифицированными кадрами и учебными пособиями. В том же году для подготовки преподавательских кадров без отрыва от производства были открыты вечерние отделения по специальностям: физика, математика, язык и литература, а год спустя — история.

Приказом директора пединститута от 15.06.1934 отделения были реорганизованы в факультеты. В 1936 году формируется заочное отделение с теми же 4 факультетами, что и на очном. Особое значение оно приобрело после выхода постановления СНК СССР «О высшем заочном обучении», уравнивавшего очное и заочное обучение и вводившего дипломы единого образца.

Из-за острой нехватки школьных учителей при УГПИ была создана система ускоренной подготовки кадров. С 1934 до 1955 года просуществовал двухгодичный учительский институт, готовивший кадры для семилетних школ. Экстренную подготовку учителей для школ республики в 1935−38 годах осуществляли также годичные педагогические курсы. Форсировать наполнение школ учителями помогал и экстернат, открывшийся в 1936 году при всех четырех факультетах.

Преподавательский контингент поначалу был невелик. На начало первого учебного семестра он составлял 12 человек, потом количество увеличилось: к 1 января 1932 года в УГПИ числилось 20 преподавателей, но только один из них работал на постоянной основе. Точно отследить динамику изменений профессорско-преподавательского состава в первые годы существования вуза не представляется возможным — из-за большой текучести кадров и перевода специалистов в другие учреждения.

Проблемы с обеспечением жильем препятствовали приглашению в УГПИ необходимого количества квалифицированных работников с научно-педагогическим стажем из других регионов. Большую помощь оказывал Наркомпрос РСФСР, командировавший в Ижевск специалистов. Однако приезжие преподаватели, как правило, не задерживались в городе, уезжая в более престижные вузы и в более социально-благоприятные области.

Это приводило к высокой подвижности штата и перенагрузке преподавательского состава. Нередко преподавателям приходилось работать на двух-трех должностях, что не могло не сказываться на качестве обучения. Отсутствие необходимых специалистов приводило к срыву учебных планов. Так, на начало 1932/33 учебного года не хватало двух преподавателей по истории народов СССР, трех — по политэкономии, одного по педагогике, отсутствовали химики. К началу 1936/37 учебного года на хватало 9 преподавателей — зоолога, физиолога, физика, преподавателей истории средних веков и истории народов СССР, преподавателей радиотехники и черчения, и даже заведующего кафедрой математики — работу там вели только ассистенты.

В 1937 году многие преподаватели попали под репрессии и были уволены или арестованы. Поэтому УГПИ начинал 1937/38 учебный год в сильно изменившемся составе: ни одного профессора и всего 4 доцента (в 1936/37 их было 3 и 8 соответственно), только 3 кандидата наук. Основная масса преподавателей имели аспирантское образование, но без ученых степеней и знаний.

В 1939/40 году кадровый состав УГПИ несколько укрепился: его основу составили молодые люди, закончившие вузы и аспирантуры уже при советской власти. Большинство из них соответствовали квалификации «преподаватель высшей категории». В составе института числились 3 профессора-совместителя, 3 кандидата наук, 3 штатных доцента, 5 старших преподавателей-совместителей, 8 преподавателей, 2 преподавателя-совместителя, 9 ассистентов. Как положительный факт у отчетах вуза отмечалось выдвижение на преподавательскую работу выпускников УГПИ. Однако слабо укомплектованными оставались кафедры русского языка, русской и всеобщей литературы, удмуртского языка.

Первый набор студентов УГПИ

Прием студентов

Отбор студентов для обучения в вузах в те годы определялся социальной, а в Удмуртии и национальной политикой. Сразу же после принятия решения об организации УГПИ были обнародованы правила приема студентов на первый курс. Устанавливался возрастной и социальный цензы: на учебу не принимались лица младше 17 лет и лица, живущие на нетрудовой доход или лишенные избирательного права.

Социальные нормы набора соответствовали общепринятым в РСФСР: 40% рабочих, 30% трудового крестьянства, 30% прочих — детей просвещенцев, специалистов, пенсионеров. 35% студентов должным были составлять женщины. Кроме того, вводилась специальная национальная графа, направленная на кадровое обеспечение скорейшей «удмуртизации педагогического процесса и всей постановки делопроизводства в республике». Для удмуртов устанавливалась наибольшая квота приема — 65%, для русских — 30%, оставшиеся 5% распределялись между другими национальностями. Фактически же на первом курсе всех четырех отделений УГПИ оказалось 70% удмуртов. Однако жизнь внесла свои коррективы: в первом выпуске 1935 года было 37 русских и 32 удмурта.

Отсев студентов-удмуртов объяснялся, прежде всего, низким образовательным уровнем: разрыва между качеством преподавания в городских и сельских школах ощущался очень остро. Показательно, что, например, в 1935 году 25% зачисленных на первый курс пединститута окончили только неполную среднюю школу, многие получили на вступительных экзаменах неудовлетворительные оценки, но тем не менее были приняты.

Дело в том, что для выполнения плана приема вузу приходилось набирать абитуриентов буквально «с миру по нитке». Вот, к примеру, выдержка из протокола от 26 апреля 1935 года, в которой докладчик информирует о наборе студентов к новому учебному году (план — 270 человек): «В настоящее время имеем всего 30 заявлений. 30 человек думаем получить с педтехникума, с которым имеется договоренность. Резерв поступления контингента: 1) учителя-ударники — 30 человек, 2) курсы по подготовке в вуз — 30 человек, 3) педрабфак — 30 человек. Средние учебные заведения, прикрепленные к УГПИ, дают 160 человек». Таким образом, контингент студентов получался очень разнородным и по возрасту, и по уровню подготовки.

Серьезную проблему представляла большая текучесть студенческого контингента. Так, 1 сентября 1932 года на первый курс было зачислено 110 человек, к 1 ноября осталось 96. всего за первые два месяца 1932/33 учебного года из вуза выбыло 34 из 170 учащихся, то есть 16,6%. Причины этого — как неподготовленность людей к обучению по вузовским программам, так и тяжелое материальное положение, необходимость совмещать учебу с работой.

Материально-техническая база

Материально-техническая база пединститута формировалась с нуля. Важнейшими задачами вуза стало строительство собственных учебных корпусов, общежитий для студентов и квартир для сотрудников, приобретение лабораторного оборудования и учебных пособий. Однако в стране шла индустриализация, и изыскать средства для вуза было нелегко. Поэтому УГПИ, равно как и ВТУЗ и ИГМИ, поначалу не имел ни своего оборудования, ни мебели, ни здания.

Первые занятия проводились в наспех приспособленных помещениях Дома Компросвещения на ул. Береговой (ныне ул. Горького). Той же осенью УГПИ перевели в здание бывшего Удмуртского клуба (угол ул. Горького и пер. Бородина). На новом месте также не было необходимых условий для занятий, не хватало площадей для размещения студентов будущего набора.

28 сентября 1931 года директор института П.Перевощиков обратился в секретариат Обкома ВКП(б) с требованием немедленного предоставления вузу помещения, общежития для 120 студентов и 30 квартир для научных сотрудников. Никакого отклика на обращение не последовало, и он был вынужден решать проблему самостоятельно. Средства, выделенные институту на приобретение наглядных пособий, он распорядился потратить на покупку частного дома, чтобы приспособить его под учебное здание. Такая инициатива не вызвала одобрения у руководящих органов, П.Перевощиков был снят с должности и едва не попал под суд.

Пришедший ему на смену Д.Морозов продолжал взывать к Облисполкому и ОК ВКП(б): «В феврале с.г. Исполняется ровно год со дня организации пединститута, но несмотря на это, до настоящего времени пединститут не имеет собственного учебного помещения, находится в помещении КРО и нет абсолютно никакой возможности развернуть работу вне академических часов. … Пединститут не может развернуть работу по организации мастерских, кабинетов и лабораторий…».

В 1932 года завершила работу специальная комиссия по учебным заведениям под председательством С.Барышникова. Она установила, что решить проблему обеспечения вузов учебными зданиями, общежитиями для студентов и квартирами для преподавателей невозможно без перевода нескольких техникумов в другие города, а также выделения дополнительных ассигнований на строительство. Тем не менее, пединститут продолжал работать в одном помещении со школой ФЗС в три смены. Закупленное в 1932 году оборудование для физического и биологического факультетов лежало на складах. Библиотека ютилась в бывшей классной комнате. К середине февраля 1934 года в распоряжении института вместе с рабфаком было всего 4 комнаты на 24 группы, на одного студента приходилось 1,57 кв.м. в аудиториях. Для нормальной работы УГПИ требовалось как минимум еще 6 учебных комнат, 10 комнат под кабинеты и «читальня».

Постепенно ситуация менялась. В 1933 году началась подготовка к строительству собственного здания, проект которого был утвержден Наркомпросом РСФСР летом 1934 года. Однако длительное время планы строительства не выполнялись. Только в 1939 году УГПИ переехал в собственное здание (нынешний 2 корпус УдГУ). Приемный акт четырехэтажного здания на 800 ученических мест, кубатурой более 30 тыс. кв.м. и стоимостью 1,58 млн. рублей — роскошного по тем временам — был подписан 22 апреля.

Из года в год институт пополнялся учебным оборудованием, материалами и препаратами. Если в 1933 году не было еще ни одного учебного кабинета и лаборатории, то к 1936 годы были организованы и укомплектованы все основные кабинеты и лаборатории на всех факультетах общей стоимостью 360 тыс. рублей. В 1937 году только на приобретение мебели было выделено 160 тыс. рублей.

Постепенно комплектовалась библиотека — на 1 декабря 1937 года в ней числилось почти 36,5 тыс. экземпляров, при том, что накануне по цензурным соображениям было изъято 7,5 тыс. книг. В инвентарный фонд также не были занесены 1719 неоцененных книг, почти 30 тыс. дореволюционных книг и журналов и 506 иностранных изданий. Тем не менее, пединституту требовались учебники практически по всем дисциплинам, особенно — по историческим. Дефицит художественно литературы провоцировал случаи воровства книг. Чрезвычайно остро, особенно на первых порах, стоял вопрос обеспечения жильем научно-педагогических работников и иногородних и сельских студентов. Большинство преподавателей проживало в неблагоустроенных деревянных домах, ютилось с семьями в тесных помещениях, где не было условий не только для научной работы, но и для подготовки к занятиям.

Студенты первоначально они селились на частных квартирах. Отведенный под общежитие дом по ул. Свободы не отвечал санитарным нормам и не мог вместить всех желающих. В ноябре 1932 года там размещалось 80 человек, 40 жили в помещении института — в 1 большой и 2 маленьких классных комнатах. В конце сентября — начале октября под общежитие рабфака был куплен частный дом. Не дожидаясь выселения жильцов из одной половины дома, туда въехали 37 студентов. Теснота была жуткая — спали по двое на одной кровати ил просто на полу.

В 1933 году под общежития были переданы еще два дома — по ул. Ленина и по ул. Гоголя, что ослабило жилищную проблему, но не решило ее. К началу 1933/34 года общая площадь общежитий составляла 389 кв.м. Если исходить из принятой в то время нормы 4,5 кв.м на человека, то разместить можно было 86 студентов. «Уплотнение» позволило заселить 130 человек, но еще 50, не считая рабфака, нуждались в жилье.

Кроме тесноты, общежития характеризовались ужасными бытовыми условиями. Отсутствовали элементарные бытовые удобства — матрасы, постельное белье, тумбочки, достаточное электрическое освещение (имеющееся не позволяло читать), обваливалась штукатурка, дров не хватало. Ситуация улучшилась лишь в 1935 году, когда были построены 2 общежития — на 260 и 100 мест, а в августе 1937 сдали в эксплуатацию еще одно — на 100 мест.

Студенческая жизнь

Среди студентов преобладали выходцы из малообеспеченных семей, которые вынуждены были подрабатывать на лесозаготовках, железной дороге, в цехах заводов. Стипендию получали далеко не все, да и размер ее был недостаточным — 45−85 рублей в месяц. Питание обходилось в 2,5 рубля, то есть на стипендию можно было прожить 20 дней — если ограничиться только хлебом.

Тяжелые условия жизни компенсировались огромным желанием учиться, сознанием общественной значимости высшего образования и социальным оптимизмом, характерных для тех лет. Выпускница УГПИ 1935 года П. И. Шибанова писала о своих сокурсниках: «В основном это были люди уже в возрасте, проработавшие по нескольку лет до поступления в вуз. Может быть, поэтому они отличались исключительной добросовестностью, усидчивостью, стремлением овладеть науками. У нас никогда не возникал вопрос о посещаемости, ибо каждый знал — посещение лекций — залог успехов в учебе».

Бюро ячейки ВЛКСМ (1935 год)

Непосредственное участие студентов в строительстве социализма выражалось в прохождении производственных практик, совмещении учебы с преподавательской работой в вечерних школах и на различных курсах, в организации общественно-полезных дел, уборке урожая, работе на предприятиях и стройках Ижевска (например, строительство пристроя к зданию НКВД по ул. Советской и др.), строительство трамвайной линии (участок от ул. Советской до ул. Кирова), закладывание скверов и аллей в городе (например, парк напротив школы №22). Особую роль сыграли первые выпускники УГПИ в ликвидации безграмотности в Удмуртии и становлении национальной школы.

П. И. Шибанова описала жизнь студентов так: «Несмотря на значительные трудности (материальные затруднения, недостаток или полное отсутствие учебников, литературы, необорудованность кабинетов, общежитий и многое другое) студенты <…> жили интересно и целеустремленно. Упорно работали над приобретением знаний, занимались в библиотеке клуба КОР (располагался на месте современного ДК „Ижмаш“), обедали в столовой фабрики-кухни №1, по Советской, выполняли самые различные общественные поручения, помогали городским организациям в строительстве домов, участвовали во всех субботниках, проводимых в республике, активно занимались спортом (сдавали нормы на значок ГТО, „Ворошиловский стрелок“), изучали военное дело, ходили в походы, помогали колхозам в уборке урожая, любили ходить строем с песнями (пели много, пели в перерывах между лекциями и семинарами, в общежитиях) и стремились всюду успеть, побывать и принять участие во всех вузовских мероприятиях».

В 1935 году в УГПИ состоялся первый выпуск дипломированных специалистов. 60% из 64 выпускников имели повышенные отметки, не менее 9 человек были оставлены для работы в пединституте, один направлен в аспирантуру в Москву. С этого времени УГПИ стал основной базой подготовки кадров не только для системы образования, но и для партийных, государственных органов, учреждений культуры и т.д.

по материалам книги "Очерки истории Удмуртского государственного университета 1931-2005" (В.В.Пузанов, И.В.Верижникова, А.Н.Кутявин, Н.В.Халявин, ответственный редактор - В.В.Пузанов)

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus