Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

1971-1985 гг.

Преобразование пединститута в университет

5 марта 1971 года было принято Постановление Совета Министров СССР №150 «Об организации Удмуртского государственного университета». Инициатива об организации на базе Удмуртского педагогического института была проявлена со стороны руководства УАССР. Особенно важную роль сыграли зав. административным отделом Удмуртского обкома КПСС Г. Е. Мордин и зав. отделом науки УО КПСС Н. А. Ефремов, которые не только активно продвигали идею открытия университета по инстанциям, но и оказали впоследствии большую помощь УдГУ в подборе кадров и формировании материальной базы.

Подготовку к реорганизации нужно было завершить до конца года. Министерству просвещения РСФСР предписывалось «передать по состоянию на 1 января 1972 года в установленном порядке Удмуртский педагогический институт в ведение Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР». В феврале преподаватели, сотрудники и студенты вуза тепло проводили на заслуженный отдых бывшего ректора пединститута Михаила Павловича Бабина, проработавшего на этом посту 23 года.

После отсева многих претендентов (в том числе выставлявшихся по конкурсу) из ведущих университетов страны, 23 февраля 1972 года обязанности ректора были директивно возложены на к.т.н., доцента Бориса Николаевича Шульгу. В те годы было нетипичным назначение «технарей» на такие должности, однако в активе первого ректора были выдающиеся организаторские способности, семилетний опыт работы проректором по учебной работе в Ижевском механическом институте, хорошее знание системы высшего образования и налаженные связи в органах власти и на предприятиях республики. Последующее развитие событий доказало правильность принятого министерством решения.

Весной во всех республиканских газетах был объявлен официальный прием студентов в университет. В августе состоялись вступительные экзамены на дневное и вечернее отделения, и с 1 сентября 1972 года бывший УГПИ стал официально называться УдГУ. Торжественное открытие вуза состоялось 20 октября. Несколько месяцев спустя, в ознаменование 50-летия Советского Союза, за заслуги вуза в подготовке высококвалифицированных кадров Удмуртскому государственному университету присвоено звание «имени 50-летия СССР».

При переходе к новой системе образования руководству и коллективу вуза пришлось столкнуться с множеством проблем, преимущественно организационных, кадровых и материальных. Особое внимание уделялось совершенствованию всех видов деятельности подразделений, преподавателей и студентов, повышению исполнительской дисциплины, организации соревнования и системы контроля.

В то время в высшей школе действовала система отчетов «по показателям». Например, только по научно-исследовательской деятельности требовалась ежегодная отчетность по 70 показателям. Аналогичную систему отчетности руководство УдГУ ввело внутри вуза. Каждый преподаватель, кафедра, факультет, лаборатория и т.д. Планировали свою деятельность на 5 лет, а выполнение по всем показателям контролировалось текущей и итоговой отчетностью. На основании факультетских планов составлялись университетские. Для студентов вводилась аттестация.

Эффективность мер достигалась продуманной системой взысканий и поощрений. В 1976 году при ректорате был создан отдел координации, планирования и контроля за исполнением решений Минвуза РСФСР и общественных решений. Это способствовало рациональной организации университетского строительства, повысило уровень исполнительской дисциплины и качество всех видов выполняемой работы.

Новые структуры в вузе

Реорганизация УГПИ в УдГУ привела к появлению учебных и научных подразделений, не свойственных педагогическим вузам. В 1972 году был образован экономико-правовой факультет (ЭПФ), потребовавший и материальной базы, и новых специалистов. О трудностях становления говорит тот факт, что изначально планировалось создать два самостоятельных факультета: экономический и юридический. Раздельно был проведен набор студентов и начались занятия. Однако осенью того же года факультеты пришлось объединить — в первую очередь из-за нехватки кадров.

Проводилась реорганизация работы и других подразделений. Особое место отводилось общественным дисциплинам: они находились в привилегированном положении, поскольку выполняли не только учебные и научные, но и идеологические функции. В 1972 году единая кафедра философии и научного коммунизма разделилась на кафедру философии и кафедру научного коммунизма. В 1973 году вместе с кафедрами политэкономии и истории КПСС они образовали Совет кафедр общественных наук (СКОН), фактически имевшей права факультета. Новая структура должна была играть «роль идеологической комиссии в масштабе университета», а возглавил ее сам ректор.

В сентябре 1974 года в качестве одного из звеньев системы повышения квалификации преподавателей при УдГУ начал работать филиал вечернего университета марксизма-ленинизма — отделение философии. Срок обучения в нем составлял 3 года, учебный план включал в себя диалектический материализм, историю философии, актуальные проблемы научного коммунизма, педагогику высшей школы.

17 октября того же года состоялось первое заседание Совета молодых ученых и специалистов, созданного с целью объединения всех молодых преподавателей, аспирантов и молодых ученых. В 1975 году при университете открыт Вечерний университет педагогических знаний для молодых преподавателей вузов города.

Появлялись новые научные структуры. В 1972−73 годах созданы электронно-вычислителей центр, лаборатории ультразвука (научная и учебная), электрофизики, физики твердого тела, электрометрии, психологии. Всего за первые годы развития УдГУ (до 1980 года) открылось 10 новых кафедр и 20 оборудованных по современным требованиям лабораторий.

Кадровый состав

С изменением статуса изменились и требования к кадровому составу вуза. Фактически перед ректоратом встала задача формирования нового коллектива университетского типа. Она решалась за счет внутренних и внешних ресурсов, максимально взвешенно и осторожно, чтобы сохранить хорошую рабочую атмосферу и сделать переход сотрудников пединститута к работе в университете менее болезненным.

Одновременно «эмиссары» УдГУ колесили по стране, разыскивая в вузах маститых ученых и перспективных молодых исследователей, и приглашали их на работу в Ижевск. Например, только 1973 году было приглашено 14 кандидатов наук. В числе приглашенных в первые университетские годы были д.х.н., проф. А. В. Сергеев, д.м.н., проф. В. В. Бароненко, д.ю.н., проф. В. В. Овсиенко, д.фил. н., проф. Б. О. Корман, к.х.н. М. Ф. Канунников, к.г.н. Г. П. Бутаков, к.х.н. С. М. Решетников, к.ф-м.н. В. И. Докучаев, к.и.н. В. Е. Владыкин, к.и.н. Р. Д. Голдина и др. Для целевой аспирантуры отбирались выпускники МГУ, ЛГУ, ПГУ, УрГУ и других ведущих вузов страны. Многие из приглашенных сформировались как крупнейшие, всемирно известные ученые уже в Удмуртском университете.

Всего за первые три года существования УдГУ вливание новых кадров составило 140 человек, из них — 48 кандидатов наук, 25 выпускников аспирантур, 20 выпускников университетов (по состоянию на 1975 год). Значительно укрепились кафедры высшей алгебры, математического анализа, физики, новые кафедры планирование сельского хозяйства и правоведения. К 1980 году было запланировано довести процент преподавателей, имеющих степени и звания, до 45%. с этой задачей университет в целом справился. В 86 году этот показатель превысил 55%. С 1973 года выпускники УдГУ стали направляться на стажировки в ведущие вузы страны; заработала практика перевода талантливых студентов в другие вузы с целью последующего поступления в целевую аспирантуру.

Затраченные усилия увенчались успехом. Реорганизация кадрового состава, материальной базы, научного и учебного процесса, настойчивость в отстаивании своих прав перед вышестоящими инстанциями значительно подняли рейтинг Удмуртского государственного университета. К началу 80-х годов он прочно занимал 6−7 места среди 16 вузов Урало-Поволжской зоны и получил признание своего университетского статуса не только де-юре, но и де-факто.

Материально-техническая база

В материальной сфере для руководства УдГУ было три приоритетных направления: 1) создание новых площадей для учебных занятий, научной и производственной деятельности; 2) комплектование лабораторий, аудиторий и кабинетов современным оборудованием; 3) решение жилищно-бытовых проблем преподавателей и студентов. Удалось сделать многое. Можно сказать, что именно тогда была заложена основа материально-технической базы университета.

Существенно расширились учебные площади. В 1971 году, сразу же после организации УдГУ, в его распоряжение было передано здание интерната на углу улиц Удмуртской и Красногеройской, ставшее 4-м учебным корпусом. Но этого было не достаточно, поэтому был разработан проект строительства современного здания на месте 3-го корпуса, однако реализовать его не удалось. Тем не менее, настойчивость руководства, личные «пробивные» качества ректора принесли положительный результат — в середине 80-х к 4-му корпусу был сделан большой пристрой.

Сразу же после реорганизации УГПИ в УдГУ началось инвентарно-техническое переоснащение вуза. В 1972−73 годах создан Вычислительный центр (ВЦ), который уже к 1975 году был оснащен ЭЦВМ «Одра», «НАИРИ», «МИР 2-М» и тремя машинами «Проминь — 2-М». Однако вычислительных мощностей не хватало, и университет был вынужден арендовать их в других организациях. Снять остроту проблемы и существенно расширить диапазон научных изысканий позволило приобретение в 1978 году одной из новейших по тем временам ЭВМ ЕС — 1022. УдГУ стал первым вузом Советского Союза, в котором появилась текая техника. В 1982 году появилась еще более мощная ЭВМ ЕС — 1061.

Оснащались и другие научные и учебные подразделения. В 1972−75 годах лаборатория электронной микроскопии и рентгеноструктурного анализа пополнилась современной рентгеновской аппаратурой, в том числе электронными микроскопами УЭВМ-100, ЭМ-9, установкой «Дрон-2». Для кафедр неорганической и органической химии приобретены две химических лаборатории производства ЧССР. Современная аппаратура появилась и в лабораториях ультразвука, электрохимии, механических испытаний и др. 

Для обеспечения учебной и исследовательской деятельности университета методической и научной литературой нужна была собственная полиграфическая база. С 1977 года действовала печатная лаборатория. С 1 марта 1981 года при УдГУ была образована типография, получившая межвузовский статус.

В 1978 году для метеорологического обеспечения НИР УдГУ создана метеослужба. В 1985 году введена в строй биостанция на реке Сива. Всего на укрепление материально-технической базы вуза в Х пятилетке (1976−80 гг) было направлено 1 млн. руб., в XI — около 4 млн. рублей.

В середине 70-х годов на новый уровень поднялась организация отдыха преподавателей и студентов. В 1973 году началась реконструкция спортивно-оздоровительного лагеря «Воложка», в котором вместе палаточного городка появились стационарные дома с мебелью, холодильниками и другими удобствами; появился бассейн и другие спортивные сооружения.

Преобразился и университетский профилакторий: для него были закуплены новая мебель и физиоаппаратура, освоены современные методы лечения. С 1974 года, наряду со стационарным, начало практиковаться амбулаторное лечение, позволившее значительно увеличить количество пациентов — ежегодно здесь поправляли здоровье более 900 студентов и сотрудников УдГУ.

Жилищный вопрос

Острой оставалась жилищно-бытовая проблема. Из 8 жилых домов, которыми располагал университет, только один можно было считать благоустроенным — кирпичный трехэтажный на 27 квартир по ул. Ломоносова. В нем проживали преподаватели и пенсионеры вуза. Остальные дома — каменные, полукаменные, деревянные, одно- и двухэтажные — не были благоустроены и требовали больших затрат на восстановление.

Многие преподаватели ютились в общежитиях. Зачастую не имели приличного жилья даже высококвалифицированные специалисты, зав.кафедрами, деканы. Благодаря настойчивости ректора и помощи города, выделявшего в те годы университету большое количество квартир, в решении проблемы был осуществлен значительный прорыв.

В первую очередь жилищные условия улучшили деканы, зав.кафедрами, высококвалифицированные преподаватели. Для остальных появился действенный стимул: защита диссертации позволяла получить благоустроенную квартиру. Жилье также стало хорошим аргументом для привлечения преподавателей из ведущих вузов страны. Стабилизация ситуации позволила решить кадровый вопрос и оздоровить морально-психологическую обстановку в коллективе.

Постепенно решалась проблема с общежитиями. В 1971/72 учебном году из 1464 студентов, нуждающихся в жилье, в них проживали только 1165 (в том числе, в деревянных бараках), остальные размещались на частных квартирах. Общежития были перегружены, отсутствовали комнаты для самостоятельной подготовки, ремонта одежды и отдыха, с перебоями работали душевые, титаны и электроплиты.

Кардинально вопрос разрешился с вводом в эксплуатацию трех общежитий (по ул. Майской и 10 лет Октября) в 1976−83 годах. Это позволило не только расселить студентов, но и предоставлять молодым преподавателям, стоящим в очереди на квартиру, до двух комнат.

по материалам книги "Очерки истории Удмуртского государственного университета 1931-2005" (В.В.Пузанов, И.В.Верижникова, А.Н.Кутявин, Н.В.Халявин, ответственный редактор - В.В.Пузанов).

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus