Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

1945-1971 гг.

Возвращение к мирной жизни

В первый послевоенный год УГПИ вошел, имея в своем составе 5 факультетов: исторический, физико-математический, естественный, языка и литературы, иностранных языков. Учебную и научную работу вели 15 кафедр: педагогики, истории, литературы, русского языка, удмуртского языка и литературы, марксизма-ленинизма, физики, математики, ботаники, химии, зоологии и анатомии, географии, английского языка, немецкого языка, военно-физкультурная.

Бабинцев ведет совещание деканов (1949 год)

Учебно-методическое и научное содействие обеспечивали 13 кабинетов и лабораторий: химии, физики, математики, анатомии, физиологии, русского языка и литературы, русского языка и всеобщей литературы, зоологии, ботаники, методики естествознания, педагогики, марксизма-ленинизма, истории, географии, иностранного языка, военный, физкультурный

Постепенно жизнь института обретала стабильность. Увеличивался контингент преподавателей и студентов, укреплялась материально-техническая база, совершенствовались учебный и научный процессы, расширялись структурные подразделения.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «Об улучшении физкультурной работы в стране», Правительство приняло решение о создании 50 профильных факультетов физкультуры и спорта. В 1949 году один из них был образован в УГПИ на базе соответствующего отделения биолого-химического факультета. Его открытие было необходимым — школам, техникумам, вузам требовались квалифицированные тренеры и физруки. Кроме того, оно вывело преподавание физкультуры в вузе на новый уровень. Студенты стали добиваться значительных успехов в спорте. Например, уже в 1949/50 команда лыжников УГПИ заняла первое место по Ижевску.

В 1959 году создается художественно-графическое отделение при физико-математическом факультете. В 1960 году оно выделилось в самостоятельный художественно-графический факультет (ХГФ), основными подразделениями которого на первом этапе стали кафедра геометрии и черчения (выделенная из состава физмата) и кафедра живописи и рисунка. На последней работали представители сразу нескольких художественных школ — выпускники Московского государственного художественного института им. Сурикова, Харьковского художественного института, Тбилисской Академии художеств, что очень продуктивно сказалось на качестве подготовки специалистов для учебных и культурных заведений и предприятий республики.

С этого времени количество факультетов оставалось неизменным (за исключением временного объединения исторического факультета и факультета языка и литературы в 1956−64 годах) вплоть до преобразования пединститута в университет. Правда, в 1961 году в структуре вуза появился еще один своеобразный «факультет», созданный в целях «улучшения идейно-политического воспитания студентов, всестороннего развития и подготовки молодых специалистов к активной общественной деятельности», — факультет общественных профессий (ФОП).

Значительные изменения произошли и в работе ранее существовавших факультетов и кафедр. Так, в 1950/51 учебном году встал вопрос об изменении профиля факультета языка и литературы, который готовил преподавателей русского языка и литературы для нерусских школ и преподавателей удмуртского языка и литературы. В Удмуртии к тому времени оставалось всего 4 нерусских школы, а выпуск предусматривался большой до 40 человек. Чтобы не создавать излишка специалистов решено было реорганизовать факультет и выделить в нем 3 отделения: русского языка и литературы для русских школ, русского языка и литературы для удмуртских школ, удмуртского языка и литературы.

Перестраивалась работа кафедры педагогики и психологии. Многочисленные комиссии отмечали недостаточную связь института со школами города и республики, поэтому серьезное внимание было уделено реорганизации педагогической практики студентов. Кроме того, на постоянной основе было создано объединение преподавателей методических дисциплин.

В 1962 году на основании Постановления Совета министров СССР «Об улучшении преподавания иностранных языков» была создана межфакультетская кафедра иностранных языков. Всего к 1971 году, перед преобразованием пединститута в университет, вузе насчитывалось 27 кафедр, число кабинетов и лабораторий выросло до 68. В целом, в послевоенный период ясно обозначилась специфика каждого факультета, они разрослись и автономизировались как самостоятельные коллективы.

Учебные корпуса

2-й корпус, сентябрь 1954 г.

С окончанием Великой отечественной войны перед институтом встала задача восстановления режима работы мирного времени. Серьезные проблемы возникали во всех сферах, будь то обеспеченность кадрами, материальная база, организация учебного процесса.

В основном здании пединститута 1939 года постройки (современный корпус №2) имелось 20 аудиторий вместимостью 25 человек, две — на 50 и одна на 150 человек. Кабинетами и лабораториями было занято 23 комнаты. Имелись физкультурный и актовый залы, библиотека площадью 235 кв.м.

Сложность заключалась в том, что в годы войны здание было занято артиллерийским училищем, использовавшим во время учебного процесса артиллерийские орудия с ЗИПом и т.п. Корпус требовал срочного ремонта. По решению обкома ВКП(б) восстановительные работы должны были закончиться к 25 августа, но фактически они начались лишь 2 сентября и к тому же затянулись. В 1946/47 году помещения были захламленными, на стенах и на полу встречались выбоины. Не лучше дело обстояло и с ремонтом студенческих общежитий. В первые послевоенные годы имелись существенные проблемы с отоплением и обеспечением здания электричеством, что ставило под угрозу возможность проведения занятий.

Ситуация исправлялась медленно. Проверки Обкома в 1950 и 1952 годах выявили ряд существенных недостатков. Были отмечены грязь и холод в аудиториях (преподаватели и студенты вынуждены проводить занятия в верхней одежде), аудитории не успевают убирать в промежуток между сменами, в аудиториях, рассчитанных на 80 человек проводятся общие лекции, на которых присутствует до 200 студентов. Председатель комиссии Минпроса РСФСР Апанасенко зафиксировал в отчете: «В институте достаточно хорошо оборудованных аудиторий нет, большинство кабинетов института занимается под учебные занятия. Многие кабинеты нуждаются в пополнении и обновлении оборудования. Общежития студентов нуждаются в капитальном ремонте, в общежитиях нет столовой, нет необходимых удобств быта студентов».

В 1954/55 учебном году пединституту было передано здание бывшего Ижевского педучилища (современный 3-й корпус) 1937 года постройки. Теперь в распоряжении вуза имелось 28 аудиторий на 20−25 мест, 5 — на 50−75 и одна — на 150. Работали также 20 кабинетов и лабораторий, 1 актовый зал на 300 мест, 3 спортивных зала, слесарная и столярная мастерские на 20 мест.

Однако рост количества кафедр и других подразделений неизбежно приводил к сокращению аудиторного фонда. Правда в то время имел место и обратный процесс: ужимание административных площадей. К 1960/61 учебному году в УГПИ было 23 аудитории на 25 мест, шесть — на 50−100 и две — на 150. Зато добавилось, по сравнению с серединой 50-х годов, 10 кабинетов и лабораторий, один актовый зал на 300 мест. Тогда же было оборудовано 5 комнат на 8−10 мест для практических занятий иностранным языком. Это удалось сделать за счет уплотнения административных помещений и разделения больших аудиторий.

В том же году завершилась реорганизация мастерских в механический цех по обработке металла и цех по обработке дерева, организован автотракторный кабинет, переоборудован кабинет электротехники, на факультете иностранных языков создан второй фонетический кабинет.

Одновременно росло количество студентов. К началу 1963/64 года в УГПИ числилось 140 академических групп. Следствием стала острая нехватка учебных площадей. Приходилось заниматься сначала в две, а затем и в три смены: первая с 8:00 до 13:30 (ФМФ, Факультет естествознания, ХГФ, ФФВ), вторая — с 13:30 до 18:00 (историко-филологический факультет и факультет иностранных языков), третья — с 18:00 до 22:00 (вечернее отделение, курсы медсестер и ФОП, курсы по подготовке в институт).

В сложившихся условиях актуальным становилось строительство нового корпуса, который был возведен в основном собственными усилиями и сдан в эксплуатацию в 1967 году (современный 1-й корпус). В новое здание были переведены административные подразделения и три факультета: физико-математический, естествознания, физического воспитания и спорта. Общее число обучающихся в нем составляло более 1200 человек.

В старом помещении УГПИ (2-й корпус) остались студенты факультетов истории, языка и литературы, иностранных языков — всего около 850 человек. В третьем корпусе разместился художественно-графический факультет (боле 230 студентов). Предусматривались и помещения для самостоятельной работы учащихся.

Благодаря вводу нового здания студенты всех факультетов получили возможность учиться в одну смену. Такое положение сохранялось до преобразования УГПИ в УдГУ. К тому времени насчитывалось более 60 кабинетов, лабораторий и мастерских, многие из которых были оснащены самым современным оборудованием.

Кадровый вопрос

В послевоенные годы в УГПИ происходит стабилизация преподавательского состава, проводится целенаправленная систематическая работа по его укреплению, пополнению и повышению квалификации. Тем не менее «кадровая проблема» оставалась для пединститута очень острой.

Многие сотрудники не вернулись с полей сражений. Командированные в Ижевск специалисты из оккупированных районов страны, как только представилась возможность, вернулись в родные города. Часть преподавателей УГПИ была направлена Минпросом «на усиление» в другие вузы.

Серьезной причиной нехватки кадров оставалась давняя жилищная проблема. На 1946/47 год пединститут располагал шестью собственными домами для профессорско-преподавательского состава, общей площадью 1233 кв.м., чего не хватало даже для нормального расселения уже состоящих в штате сотрудников. Пединститут объявлял конкурс на замещение вакантных должностей, а специалисты отказывались ехать в Ижевск без предоставления жилплощади.

На протяжении 1945−52 годов штатное расписание не выполнялось. Например, в 1946/47 учебном году вместо 98 человек в УГПИ работало 90, из которых только 10 (11%) имели научные степени. Вместо 4 профессоров был 1, вместо 39 доцентов — 12. Из 16 работавших зав. кафедрами только 2 были утверждены Министерством просвещения РСФСР. У преподавателей была максимальная нагрузка — 720−840 часов, многим приходилось вести по несколько дисциплин.

В 1951/52 учебном году удельный вес преподавателей с ученой степенью повысился до 19% — 22 человека из 118 работавших в вузе. Однако, несмотря на несомненный прогресс, УГПИ отставал от национальных институтов региона — Башкирского, Чувашского, Татарского и др. Переход на преимущественное комплектование профессорско-преподавательского состава из числа собственных выпускников обеспечивал количественные показатели, но, к сожалению, не всегда качественные. И в 1960/61 году только 14 из 19 кафедр возглавлялись доцентами и кандидатами наук. Докторов наук и профессоров не было. В 1965/66 году кафедр было уже 25, из них 16 возглавлялись доцентами.

В 1971 году, в ходе начавшейся реорганизации в университет, были предприняты усилия по исправлению ситуации: процент дипломированных специалистов был поднят до 27%, среди которых было 3 доктора наук. Тем не менее, как с тревогой отмечало руководство вуза, это «намного ниже среднего процента по университетам РСФСР».

Научная работа

Студенческая конференция, 50-е гг.

В соответствии с политикой того времени, научно-исследовательская работа в УГПИ велась по трем основным направлениям. Первое включало исследования на местном материале: создание учебников и учебных пособий для удмуртских школ, изыскания области гражданской и партийной истории УАССР, разработка творчества удмуртских писателей, изучение растительного и животного мира Удмуртии и т.д. Второе направление включало разработки по специальным, теоретическим вопросам науки. Третье — исследовательские работы методического характера по вопросам педагогики, учебно-воспитательной работы в школах и т.п.

При этом вся работа УГПИ была ориентирована на подготовку и воспитание будущих педагогов, и даже незначительные уклоны в сторону «университетских» приемов преподавания жестко пресекались. Более половины тем, разрабатываемых в вузе, были непосредственно связаны со школьной тематикой.

Важнейшим и знаковым научным событием стало первое издание «Ученых записок УГПИ» (1946 год), куда вошло 14 статей исследовательского и методического характера. Постепенно количество публикаций увеличивалось.

С 1966 по 1970 год, например, преподаватели и сотрудники пединститута опубликовали 378 работ, еще 143 работы на конец 1970 года находились в портфелях издательств. Тематику публикаций и направленность изысканий в общих чертах характеризует перечень наиболее значимых, по мнению руководства УГПИ, книг, выпущенных за этот срок преподавателями вуза или с их участием: «Очерки истории парторганизации Удмуртии», «Научная грамматика удмуртского языка», «Очерки удмуртской литературы» (созданы при участии преподавателей), «Удмуртский фольклор» и «Удмуртская народная сказка» (Д. И. Яшин), «Творчество Кедра Митрея» (З. А. Богомолова), «Внеклассная работа по русскому языку» (А. Т. Кунгурова), «География Удмуртии» (С. И. Широбоков), «Н. К. Крупская в Прикамье» (Н. А. Кощеев), «Дружина в пионерском лагере» (Э. А. Мальцева), «Изучение географической карты с элементами занимательности» (Н. В. Малахов), «Математические вечера» (Ф. Г. Петрова).

Заочное и вечернее отделения

В этот период обострился вопрос функционирования заочного отделения УГПИ. Успеваемость у заочников была низкой, оставались проблемы с сохранением студенческого контингента и организацией учебного процесса. В течение 7 лет (с 1946 до 1951) заочное отделение окончили 373 человека, а отсеялись в ходе обучения 2183 человека — почти в 6 раз больше! Однако в 1950−60-х годах стабилизация социально-экономической ситуации в стране и налаживание работы пединститута привели к положительной динамике и на заочном отделении. Основным преобразованием стало слияние аппаратов дневного и заочного обучения на факультетах, что приблизило деканов к работе с заочниками, объединить материальные ресурсы и педагогические кадры и в результате существенно повысить качество обучения.

В 1951 году открывается заочное отделение на факультете иностранных языков, в 1961 и 1965 — соответственно — на художественное-графическом факультете и факультете физвоспитания. В 1958 году на ОЗО вводятся новые специальности — «Основы производства и физики» и «Основы сельского хозяйства и биологии», что значительно расширило возможности УГПИ в подготовке специалистов соответствующего профиля. В начале 1960-х годов подготовка по заочной форме по своим показателям опережает дневное отделение.

Важное место в подготовке квалифицированных специалистов без отрыва от производства занимало вечернее отделение пединститута с пятилетним сроком обучения. Прекратившее работу в годы войны, оно было вновь открыто в 1962 году и просуществовало до 1970 года. В 1955 году был закрыт учительский институт, выполнивший задачу форсированной подготовки школьных учителей в период их острого дефицита.

Общежития, столовые, спортзалы

В 1956 году по адресу ул.Удмуртская, 224 было сдано в строй четырехэтажное кирпичное здание общежития на 200 мест с центральным отоплением. Остальные общежития располагались в ветхих деревянных зданиях с печным отоплением и соответствующими удобствами. Уже в начале 1960-х годов эти сооружения подлежали списанию и сносу.

В 1966 году по адресу ул. Удмуртская, 220 было построено 5-этажное студенческое общежитие (№1) на 928 мест, также с центральным отоплением и полным благоустройством. Благодаря этому, условия проживания иногородних студентов и преподавателей значительно улучшились.

Одно из первых общежитий - Шумайловка

Однако мест в благоустроенных общежитиях не хватало всем нуждающимся, и часть студентов вынуждена была ютиться в общежитии №3 — «Шумайловке». Комплекс из трех деревянных двухэтажных бараков, расположенных по адресу ул. Шумайлова, 74, был лишен элементарных удобств и являлся своего рода памятником минувшей эпохи. Из 400 мест в 1970 году было заполнено только 75.

В 1969 году открылся профилакторий на 75 мест, призванный укреплять здоровье студентов и преподавателей. Он расположился в общежитии №2 (Удмуртская, 224), где к тому времени проживали в основном преподаватели и сотрудники. Там же находился детский сад на 55 мест.

К концу 1960-х годов наиболее полному удовлетворению потребностей сотрудников должны были содействовать две столовые №71 и 23 (общее количество мест — 320), столовая профилактория на 60 мест, два буфета по 20 мест в учебных корпусах и один в 1-м общежитии на 80 посадочных мест.

Из оздоровительных сооружений в распоряжении студентов и сотрудников УГПИ были также стадион и спортивно-оздоровительный лагерь. Строительство стадиона «Юность» началось летом 1964 года и велось силами студентов. Его площадь равнялась 1,5 Га, трибуны могли вместить 1600 зрителей. В 1963/64 учебном году институт получил земельный участок под спортивно-оздоровительный лагерь (знаменитая «Воложка») в 25 км. от города на живописном берегу пруда. На площади 2,4 Га построили два дома (в которых разместились здравпункт и красный уголок), столовую на 120 мест, водную станцию и стадион — с футбольным полем, ямой для прыжков, секторами для метания, беговой дорожкой, площадками для баскетбола и волейбола. Студенты во время лагерных смен жили в палатках, устанавливаемых на стационарные гнезда.

Комплектование контингента

Студенты УГПИ

В первые послевоенные годы государственный план приема в УГПИ в основном выполнялся, однако при поступлении на большинство факультетов отсутствовал конкурс. Основные трудности с приемом и отсевом студентов были характерны на факультетах иностранного языка, физико-математическом, физкультуры и спорта.

Как и прежде, УГПИ (как, впрочем, и многим другим вузам) приходилось проявлять определенную изобретательность и прикладывать немалые усилия, чтобы выполнить план набора, соблюдая квоты по национальностям, социальному происхождению, стажу работы и другим критериям.

Существенно сократился удельный вес удмуртов среди студентов пединститута, что вызвало недовольство вышестоящих органов. Основная сложность состояла в низком уровне преподавания в сельских школах. Однако постепенно процент удмуртов среди студентов возрастал и после 1952 года стабилизировался на уровне 30−35% на очном отделении и до 46% на заочном.

К числу важнейших также относились показатели по приему выпускников сельских школ и «стажистов» (абитуриентов, имеющий трудовой стаж более 2 лет или отслуживших в армии). В 60-е годы число сельских ребят составляло от 50 до 75% студентов. Такая тенденция объяснялась острым дефицитом учительских кадров в сельской школе. Чиновники от образования полагали, что сельские жители после окончания вуза будут работать в привычной для себя среде, в то время как горожане неохотно ехали в села и деревни и, как правило, не задерживались там. Процент стажистов среди студентов в 1960-е годы оставался достаточно стабильным — около 50%.

Из общего числа студентов ежегодно по разным причинам отсеивалось 4−6% учащихся. В 1963/64 учебном году был отчислен 171 человек, в том числе 27 за неуспеваемость, 7 за нарушение трудовой дисциплины, 66 — по причине перевода в другие учебные заведения и на другие формы обучения, 21 — по призыву в Советскую Армию, 117 — по другим причинам.

Большой проблемой для всех факультетов УГПИ, и особенно для иняза, было преобладание среди студентов девушек. Среди зачисленных юноши составляли всего около 25%.

Показатель социального происхождения учащихся существенно колебался. Так, дети рабочих и колхозников в разные годы составляли от 40 до 66% зачисленных.

Практическое отсутствие конкурса на факультеты мешало отбирать лучших среди абитуриентов, зачастую зачислялись даже те, кто неудовлетворительно прошел вступительные испытания. Чтобы обеспечить качество набора, следовало его сократить и убрать плановые показатели по разным категориям, однако сделать это было невозможно ни по политическим, ни по социальным причинам.

К началу 1960-х годов ситуация существенно изменилась: повысился уровень преподавания в сельских школах, появился конкурс в вузы. У пединститута расширяются возможности довузовской подготовки студентов. В феврале 1961 года были организованы подготовительные курсы на 250 человек на основе самоокупаемости. С марта того же года открылись курсы по подготовке в вуз в 16 населенных пунктах республики с общим количеством слушателей 276. Большая часть курсов работала при средних школах на общественных началах.

В 1967 году в УГПИ создан штаб по набору абитуриентов, состоявший из 25 студентов. Фактически это была общественная приемная комиссия, в круг обязанностей которой входили: прием заявлений и анкет, консультации для абитуриентов, устройство в общежития и т.д. Штабисты также помогали трудоустраиваться не прошедшим по конкурсу. Опыт оказался удачным и был продолжен в последующие годы. Первокурсникам, большинство из которых были сельскими или иногородними, старшие товарищи помогали адаптироваться в городе и в студенческой среде.

Итоги 1945−1970 годов

Аудитория, 60-е гг.

Укрепление кадрового и материального потенциала УГПИ позволило увеличить набор студентов и, соответственно, выпуск специалистов, в которых так остро нуждалась страна. Уже в первые послевоенные годы студенческий контингент вырос более чем в два раза. В 1945/46 учебном году на дневном и заочном отделениях, а также в Учительском институте обучалось соответственно 466, 721 и 151 человек. Через пять лет соотношение было уже таким: 1200, 1444 и 336 человек. В 1970/71 учебном году на заочном отделении обучалось 2570, а на дневном — 2324 студента.

Всего за послевоенный период УГПИ подготовил более 15 тысяч высококвалифицированных специалистов. Это стало неоценимым вкладом в формирование интеллектуального потенциала республики и страны в целом. Основные показатели перспективного плана подготовки преподавателей для школ на период с 1959 по 1970 год были выполнены и система народного образования была обеспечена специалистами.

Пединститут жил активной общественно-политической и культурной жизнью. Преподаватели и студенты ели большую пропагандистскую и просветительскую деятельность, оказывали помощь производственным коллективам, народному хозяйству республики. Работа на колхозных и совхозных полях, стройках, в производственных цехах считалась обязательной и являлась для студентов «третьим (трудовым) семестром». В 1967 году в стране возникает стройотрядовское движение, и уже в следующем году в УГПИ действует 6 таких отрядов.

Студенты очень много сделали и для укрепления материальной базы института: своими руками ремонтировали и оборудовали кабинеты, аудитории, лаборатории, принимали непосредственное участие в строительстве общежитий, следили за чистотой и порядком. Самым ярким итогом труда преподавателей и студентов стало строительство современного 1-го учебного корпуса.

Разнообразной была и культурная жизнь вуза: были организованы драматический, хоровой, танцевальный и спортивные кружки, струнный оркестр и джаз-оркестр, литературное общество. УГПИ, как правило, занимал первое место в республиканских смотрах художественной самодеятельности вузов и организации спортивно-массовой работы.

Таким образом, за послевоенные годы пединститут прошел большой путь и к рубежу 60−70-х годов, имел вполне удовлетворительные условия для выполнения своей главной задачи — подготовки высококвалифицированны педагогических кадров и вошел в десятку лучших пединститутов СССР. Именно это обстоятельство сыграло важную роль в повышении ранга вуза и преобразовании его в 1972 году в университет.

по материалам книги "Очерки истории Удмуртского государственного университета 1931-2005" (В.В.Пузанов, И.В.Верижникова, А.Н.Кутявин, Н.В.Халявин, ответственный редактор - В.В.Пузанов).

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus