Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

Отчет директора ИИЯЛ Т.И. Зелениной за 2001–2005 гг.

Отчет директора ИИЯЛ Т.И. Зелениной
о деятельности ИИЯЛ за 2001–2005 гг.
(на Ученом совете УдГУ 28.02.06)


Уважаемый председатель Ученого совета!
Уважаемые члены совета!

Позвольте представить Вашему вниманию отчет о деятельности Института иностранных языков и литературы за 2001-2005 гг., используя традиционные показатели, которые принимаются во внимание при рейтинге специальностей. Полная картина была дана в отчетном докладе, представленном на расширенном заседании Ученого совета ИИЯЛ (16.02.06). Сегодня информация будет более сжатой, в некоторых случаях фрагментарной. Особо остановлюсь на новых явлениях в институте.

Кадровый состав
Количество штатных единиц – 104 (преподаватели работают на 8 кафедрах).
Средний возраст – 38 лет.
Преподаватели, имеющие ученую степень, составляет 38,5 %
(в 2001 г. – 28,7 %).
Ср.: В 80-е годы количество преподавателей, имеющих ученую степень, составляло более 60 %. Утрату былых высот можно объяснить следующим:
В 90-е годы контингент студентов увеличился на 70%. (1992 г. – 444 студента, 1998 г. – 740 студентов.) Резкое увеличение студентов повлекло за собой значительное омоложение кадрового состава. Началась текучка кадров, прежде всего, среди молодых преподавателей. За последние 10 лет контингент молодых преподавателей сменился на 80%. Встал остро вопрос о сохранении традиций института и обучении педагогическому мастерству начинающих преподавателей.
Таким образом, в предыдущий отчетный период (1996-2000 гг.) усилия руководства были направлены на повышение квалификации молодых преподавателей. Положительным моментом в этот период стало создание в ИИЯЛ «Школы педагогического мастерства Ин-Яз» (1997 г.). Многочисленные семинары и курсы позволили стабилизировать кадровый состав. Кроме того, в этот период был осуществлен задел в научном плане.
В период 2001-2005 гг. стали активно защищаться диссертации: 22 защиты (21 % от преподавательского состава). Ср.: в 1996-2000 гг. было защищено
6 диссертаций (6% от общего состава). С 1999 г. защищено 6 докторских диссертаций. Значительных успехов в этом направлении достигла кафедра грамматики и истории английского языка (зав. проф. Н.И. Пушина): более 90% преподавателей имеют ученую степень.
Активизация защит кандидатских диссертаций стала возможна благодаря тому, что в университете в конце 90-х годов был открыт совет по защите, специальность 13.00.01 – «Общая педагогика». В последнее время появилась возможность защищать диссертации также в лингвистическом совете по специальности 10.02.19 – «Теория языка». Радует то, что защиты диссертаций нашими преподавателями состоятся не только в УдГУ, но и за его пределами, это относится ко всем трем научным направлениям ИИЯЛ: лингвистическому, литературоведческому, педагогическому.

Студенты ИИЯЛ
Конкурс в ИИЯЛ за отчетный период составил от 3 до 11 человек на место, в зависимости от специальности и языка.
Ежегодно подают заявления 50-60 медалистов, из них 60–70 % поступают в институт.
На сегодняшний день количество студентов очной формы обучения составляет около 700 человек.
По результатам семестровых экзаменов ИИЯЛ имеет высокие показатели: 95% – 97% (по УдГУ – 85%).
Средний балл семестровых экзаменов: 4,3 – 4,5 (по УдГУ – 4,1).
Отчисление студентов за академическую неуспеваемость – в среднем 1-3 % в год.
Каждый 4-й диплом – диплом с отличием.
В целом результаты отражают высокий уровень подготовки абитуриентов и их дальнейшую успешность в обучении в течение пяти лет.

Учебная работа
В институте 2 специальности, 4 отделения (английское, немецкое, французское, испанское), 7 базовых учебных планов. Учебный процесс осуществляют 8 кафедр.

  • Успешно произведен первый выпуск по специальности «Перевод и переводоведение» (английский язык – 2004 г., немецкий, французский, испанский языки – 2005 г.).
  • В 2000 г. испанский язык введен как основной в профессиональную образовательную программу.
  • Обновлены рабочие программы по специальности «Филология» (в связи с переходом на стандарт 2-го поколения (88 программ).
  • Созданы новые рабочие программы по новой специальности «Перевод и переводоведение» и новым специализациям (94 программы).
  • Подготовлены электронные версии рабочих программ (182 программы).

    Учебная деятельность, а также изучение языковой ситуации в России и за рубежом показывали, что необходимо было выработать концепцию развития для нашего института, которая бы отвечала сегодняшнему дню.
    Стало очевидным, что изменилась языковая ситуация в мире и произошли изменения в сфере языкового образования в России, в частности:
    Во-первых, появилась установка на многоязычие европейского сообщества, которое обеспокоено англоманией и стремится сохранить разнообразие языков в Европе.
    Во-вторых, произошли изменения в сфере российского образования: у студентов неязыковых специальностей появилась возможность получать дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной деятельности».
    В-третьих, появились новые категории изучающих язык: всех возрастов. Их цели: активное общение с иностранцами, карьера, бизнес, эмиграция. В настоящее время многие российские граждане говорят на иностранном языке (в основном английском).
    Следовательно, изменились требования к выпускнику языковых факультетов: если еще 15 лет назад студент, говорящий свободно на иностранном языке, вызывал восхищение (студенты и преподаватели видели иностранцев в основном по телевизору), то сегодня этого недостаточно, чтобы являться специалистом по иностранному языку. Мы все с вами говорим по-русски, но не считаем себя специалистами в области русского языка.
    Итак, постепенно формировалось научное мировоззрение относительно того, каким должен быть наш выпускник. В конце 90-х годов появилась концепция развития ИИЯЛ – это установка на многоязычие, фундаментальность и интеграцию.
    Существует уникальная с точки зрения науки языковая ситуация: в Удмуртской Республике соседствуют русский язык (славянский), удмуртский (финно-угорский), татарский (тюркский) и др. Следовательно, к нам приходят студенты, говорящие на разных языках и относящиеся к разным культурам. Многолетний опыт показывает, что использование этого фактора способствует созданию многоязычной образовательной среды.
    Таким образом, установка на многоязычие, фундаментальность и интеграцию, повлиявшая на учебную работу, подтверждается всей деятельностью руководства ИИЯЛ, а именно:
    Структурные преобразования (открытие трех кафедр):

  • В 1997 г. открыта кафедра дидактики раннего обучения иностранным и национальным языкам (зав. проф. А.Н. Утехина). Многолетние исследования показывали, что раннее языковое образование является первым шагом к многоязычию.
    Научные и учебные результаты кафедры:
    Создана и апробирована «Интегративная программа «Лингва: Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая рекомендована Министерством образования и науки Удмуртской Республики к внедрению.
    С 1998 г. действует договор о сотрудничестве с Управлением дошкольного образования и воспитания при Администрации г. Ижевска. В настоящее время многие дошкольные учреждения г. Ижевска обучают детей на интегративной основе русскому, удмуртскому, татарскому, еврейскому и иностранным языкам. Проведены многочисленные научно-методические семинары для специалистов ДОУ по иностранным и национальным языкам.
    Создана, апробирована и лицензирована новая специализация «Обучение иностранному языку в раннем возрасте». По инициативе ИИЯЛ Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию включил ее в перечень специализаций, утвержденных УМО, в рамках специальности «Филология» (Москва, 2000 г.). Базовое учебное пособие «Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика» (А.Н. Утехина) получило гриф УМО (2004 г.). В 2006 г. в ИИЯЛ состоится первый выпуск студентов, избравших данную специализацию.
    В 2001 г. проведена Всероссийская конференция «Раннее языковое образование: состояние и перспективы», которая показала, что Удмуртский университет является сегодня одним из лидеров в Российской Федерации по уровню разработанности вопросов раннего языкового образования.
    При кафедре подготовлены 1 докторская и 14 кандидатских диссертаций, 13 из них защищены под руководством проф. А.Н. Утехиной, причем многие соискатели работают в вузах других городов и регионов России, что позволяет говорить о становлении научной школы.
    В настоящее время на кафедре разрабатываются новые специализации, основанные на интеграции иностранного языка и гуманитарных наук («Менеджмент в филологическом образовании», «Филологическое обеспечение искусствоведения (театроведение)», «Филологическое обеспечение социокультурного сервиса и туризма»).
  • В 1997 г. открыта кафедра второго иностранного языка (зав. доц. Л.М. Малых). Ранее по типовому плану студены специальности «Романо-германская филология» на уровне государственного экзамена изучали только один язык. В настоящее время в рамках нового образовательного стандарта все студенты ИИЯЛ сдают государственный экзамен по второму иностранному языку. Известно, что обучение каждому последующему языку является эффективным, если активно использовать знания, полученные при овладении предыдущими языками. В этом направлении ведутся исследования преподавателями кафедры.
    Успехи кафедры:
    Открыта лаборатория аудиторной самостоятельной работы (2001 г.), нацеленная на обучение иностранным языкам на интегративной основе (вырабатывается методология проектирования самостоятельной учебной деятельности).
    Студенты (4 курс) на базе лаборатории создали коллективный исследовательский проект и стали победителями городского конкурса «Исследования и проекты для Ижевска –2004».
    Под руководством кафедры совместно с педагогическим коллективом татарской классической гимназии №  6 г.  Ижевска на протяжении трех лет (2002-2004 гг.) разрабатывалась концепция многоязычия и апробировалась программа «Национально-региональный компонент в поликультурном образовательном пространстве: Интегративная программа для средней школы». «Запускным механизмом» является английский язык, изучаемый в контексте татарского, арабского и других дисциплин. Программа издана.
    Самое главное достижение кафедры: сформировано новое поколение молодых преподавателей, знающих два-три иностранных языка и умеющих преподавать язык на интегративной основе.
    Установка на многоязычие продолжается: апробируется образовательная программа «Полиглот», в рамках которой проведен трехлетний эксперимент – финский язык (пятый язык) для студентов ИИЯЛ, владеющих удмуртским языком (2003-2005 гг.). Эксперимент показал, что многоязычие в иноязычном образовании является реальностью и имеет хорошую перспективу. Отметим, что в базовых учебных планах представлен удмуртский язык на всех отделениях института, что способствует формированию многоязычной личности. В системе дополнительного образования ИИЯЛ апробируется новая специализация «Иностранный язык» (третий, четвертый язык).
  • В 1999 г. создана кафедра перевода и стилистики английского языка (зав. доц. Н.М. Шутова) в связи с открытием новой специальности «Перевод и переводоведение», которая прошла становление в последние 5 лет. Успехи кафедры – это успехи студентов.
    Студенты являлись победителями различных конкурсов, в частности: 2-е место в студенческом конкурсе «Переводчик–2005» Уральского федерального округа (Юлия Корепанова, 4 курс); победители программы «Именные стипендии ТНК–BP», 2005 год. Номинация «Иностранный язык» (Василина Бетских, 3 курс; Татьяна Перевозчикова, 4 курс).
    Кафедра осуществляет научное руководство специальностью всех отделений. Научное направление «Перевод как межъязыковая и межкультурная коммуникация» позволяет придать новой специальности фундаментальность учебному процессу. Что касается прикладного аспекта, то преподаватели и студенты всех отделений в качестве переводчиков оказывают помощь в осуществлении международной деятельности факультетам УдГУ, Администрации г. Ижевска, Министерству по национальной политике УР и др.
    Другие, ранее существовавшие кафедры (еще 5 кафедр), также динамично развиваются и традиционно являются основой для многих видов деятельности, осуществляемых в институте.

    Научно-исследовательская работа
    В институте действует аспирантура по литературоведению (науч. рук. проф. А.В. Лашкевич) и по лингвистике (науч. рук. проф. Н.И. Пушина и доц. Ю.В. Шаламов), что, несомненно, способствовало защитам кандидатских диссертаций в отчетный период.
    Издано:
    а) монографий – 5;
    б) учебных пособий – 49 (5 получили гриф УМО – впервые в истории ИИЯЛ);
    в) сборников научных трудов – 15;
    г) научных статей и тезисов – 717 (7 – на 1 чел.); 66 публикаций имеют студенты.

    Организовано и проведено 26 конференций и семинаров разного уровня (конференции: 1 Республиканская, 2 Региональные, 2 Российские, 1 Международная).
    Признание научного потенциала отражается, в частности, в получении грантов. К сожалению, мы не можем похвастаться большими грантами типа TEMPUS, так как иностранный язык не входит сегодня в число приоритетных наук, но определенные успехи у нас имеются.
    Коллектив ИИЯЛ за последние пять лет получил 17 грантов (коллективных – 6, личных – 11). По коллективным грантам на научную работу получено 947 тыс. руб. (в том числе 70% – зарубежные гранты), из них:

  • 2000-2001 – Международный фонд Айрекс (IREX) – проект «Коллегиальные семинары как средство научного роста молодых ученых» (совместно с Люнебургским университетом) (300 тыс. руб.);
    2) 2001 – Самарское отделение фонда Сороса – грант для поддержки Всероссийской конференции «Раннее языковое образование: состояние и перспективы» (30 тыс руб.);
    3) 2001 – Корпус Мира – грант для создания лаборатории аудиторной самостоятельной работы (60 тыс. руб.);
  • 2004-2006 – Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) – проект «Языковое и межкультурное образование в полиэтническом регионе»
    (262 тыс. руб.);
  • 2005 – Министерство образования и науки Удмуртской Республики – для издания материалов международной конференции «Английский язык в поликультурном регионе» (25 тыс. руб.);
  • 2005 – Посольство США в России – грант для проведения Международной конференции «Английский язык в поликультурном регионе» (270 тыс. руб.);

    Международная деятельность
    Программы обмена преподавателей и студентов совместно с Люнебургским университетом (Германия), JCCC (Канзас, США), Гранадским университетом (Испания), университетом им. Масарика (Чехия).
    Семестровые стажировки студентов в Хельсинском университете (Финляндия) и Кэмьюнском университете (Южная Корея).
    Прием и организация деятельности в ИИЯЛ зарубежных специалистов, получивших гранты зарубежных фондов: за отчетный период 18 преподавателей из США, Великобритании, Германии, Франции, Испании читали курсы лекций и проводили практические занятия со студентами ИИЯЛ.
    Зарубежные стажировки 11-ти преподавателей и 5-ти студентов ИИЯЛ по индивидуальным грантам.
    Подготовка и организация мероприятий, связанных с международной деятельностью разного уровня: коллегиальных семинаров, проекта «Мосты дружбы: Европа – Россия – Удмуртия», международного экзамена по испанскому языку DELE, недели немецкой культуры, недели французского кино, дней американистики и др.
    Знаменательным событием 2005 г. в плане научной и международной деятельности стало проведение на базе ИИЯЛ международной конференции «Английский язык в поликультурном регионе», предметом обсуждения которой стали вопросы языкового образования и межкультурного воспитания в современных условиях.

    Внеучебная и воспитательная работа (ВВР)
    В 2001 г. был создан Студенческий совет ИИЯЛ, с 2002 г. начал свою работу Совет молодых преподавателей и сотрудников ИИЯЛ в помощь Студенческому совету.
    За отчетный период была разработана система мероприятий в рамках ВВР. Остановлюсь только на одном виде деятельности – творческая деятельность студентов:
    1)Студенты проводят многочисленные мероприятия и конкурсы, например, «Золотой голос ИИЯЛ», «Лучший ритор ИИЯЛ», «День переводчика», «Дни испанской культуры», «Удмуртские посиделки», студенческий театральный франкофонный фестиваль и ставший традиционным многоязычный фестиваль «Языковая радуга».
    2)За отчетный период были образованы театральные студии: театр на русском и французском языках «Иж-Логос», театральный коллектив и ансамбль немецкой песни, театр на английском языке.
    3)Начиная с 1999 г. студенты и учащиеся колледжа «Ин-Яз» при ИИЯЛ выезжали со спектаклями на французском языке в другие города (Пермь, Екатеринбург, С.-Петербург, Москва, Печ – Венгрия).
    4)В 2004 г. театр ИИЯЛ «Иж-Логос» принял участие в фестивале франкофонных театров, организованном Посольством Франции (г. Екатеринбург). Спектакль получил высокую оценку, а исполнитель мужской роли (Дмитрий Золотухин, студент 5 курса английского отделения) был награжден поездкой на театральный фестиваль в г. Авиньон, широко известный в театральной Европе.
    В целом театральная деятельность студентов направлена на формирование многоязычной среды.

    Дополнительное образование
    Создана система непрерывного языкового образования ИИЯЛ, включающая основное и дополнительное образование, которая реализуется в основном силами штатных преподавателей.
    В институте вырабатывается методологическая основа дополнительного непрерывного языкового образования, являющегося новым для российского образования в целом. Главная задача, которая была поставлена изначально, – осуществление научной деятельности на каждом участке иноязычного образования (это подтверждается докторскими и кандидатскими диссертациями, в которых используется богатый опыт, полученный коллективом института в сфере дополнительного образования):
    Дошкольное образование (Детская школа «Лингва») → Школьное образование (Колледж иностранных языков; Школа «Абитуриент Ин-Яз»; Школа «Юный переводчик») → Вузовское образование (специальности и специализации ИИЯЛ) → Пост-вузовское образование (второе высшее образование; аспирантура; «Школа педагогического мастерства Ин-Яз»; модульные курсы).
    {Примечание: Система дополнительного языкового образования начала формироваться с 1988 г. и носит название «Иж-Логос», которое было унаследовано от названия Научно-методического объединения «Иж-Логос» (директор малого предприятия Т.И. Зеленина), существовавшего при факультете с 1988 по 1996 гг. Все годы своего существования НМО «Иж-Логос» финансировало разнообразную деятельность факультета романо-германской филологии. В 1996 г. ФРГФ (в 1999 г. ИИЯЛ) стал официальным правопреемником НМО «Иж-Логос». Имевшиеся основные средства были переданы на баланс университета. С 2000 г. закрыт самостоятельный расчетный счет, утрачены юридические права. Имя «Иж-Логос» используется институтом как бренд для системы дополнительного языкового образования.}

    Финансовая деятельность:
    Во внебюджетной деятельности в указанной выше цепочке непрерывного дополнительного языкового образования институт имеет приход около 3 млн. рублей – данные 2005 г. (сумма, поступающая от студентов платной формы дневного отделения ИИЯЛ в централизованный фонд университета, не учитывается). Средства поступают в бухгалтерию университета на субсчет института. Это очень маленькая сумма: 0,8 % от внебюджетной деятельности УдГУ в целом. Институт не может расширять внебюджетную сферу (ограниченность площадей и штатного расписания). Обучение иностранным языкам требует больших усилий, в отличие от других специальностей, так как значительная часть дисциплин учебного плана реализуется в маленьких группах (8-12 человек). Увеличение обучающихся во внебюджетной сфере повлечет за собой снижение качества высшего образования в институте в целом.
    На развитие института приходится в среднем 12% от указанной суммы (остальные средства уходят на зарплату, налоги, отчисления в УдГУ и Бизнес-Центр).
    На эти средства приобретается вычислительная и аудио-визуальная техника: сегодня на факультете 24 компьютера (в 1996 г. на балансе института был 1 компьютер, 1 телевизор, несколько магнитофонов). Отметим, что в 80-е годы наш факультет занимал 2-е место по техническому оснащению среди факультетов иностранных языков Российской Федерации.
    Средств, зарабатываемых ИИЯЛ в системе дополнительного образования, недостаточно, чтобы в полной мере развивать организационную, учебную, научную, научно-методическую, издательскую, международную, хозяйственную деятельность, финансировать приобретение основных средств, учебной и научной литературы, а также внеучебную и воспитательную работу студентов всего института, в котором учатся около 900 студентов на бюджетной и платной основе (дневной и заочной формы обучения) и работают более 120 преподавателей и сотрудников. Отмечу, что сегодня каждый 14-й студент (7%) дневного отделения университета является студентом ИИЯЛ; при этом в 2005/2006 учебном году 43% студентов 1-го курса института учатся на платной основе.
    Несмотря на серьезные финансовые затруднения, институт динамично развивается на всех уровнях, в значительной мере благодаря привлечению средств различных фондов и спонсоров, российских и зарубежных, в том числе средств родителей. В 2005 г. создан Попечительский совет ИИЯЛ.

    В заключение хотелось бы выразить искреннюю благодарность всем преподавателям и сотрудникам нашего института за творческое отношение к работе. Мои коллеги трудолюбивы, инициативны, ответственны и требовательны. Это коллектив единомышленников, имеющих разные мнения и умеющих находить конструктивные решения проблем, коллектив, которым приятно руководить.

  • Эскиз УдГУ
    © 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
    426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
    Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
    Разработка: ЦМиИТ.
    Система Orphus