Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

Психолого-педагогическое образование в УдГУ

Профессия педагога по определению относится к числу наиболее творческих и в тоже время ответственных «ремесел». В ряду креативных видов деятельности «конструкторы человеческих душ» по праву занимают среди созидателей – художников, поэтов, скульпторов, дизайнеров и стилистов разного профиля достойное место. Но, только у педагога из вышеназванного списка творцов отсутствует возможность при неправильном, неудачном или неуспешном первоначальном решении начать все с начала, потому, что объект его воздействий не «табула раза».

У педагога отсутствует право на ошибку, так как его место приложения усилий само является постоянно изменяющимся или, как сейчас считается общепризнанным, обладает свойством субъектности – собственной сознательной активности. В связи с чем деятельность учителя, преподавателя, воспитателя вполне сравнима с мастерами высшего пилотажа. Обратимся к истории становления высшего педобразования в Удмуртии. Подготовка таких ассов в Удмуртском университете началась с его открытием в 1931 году еще в качестве педагогического института. Приказом от 17 ноября 1933 года, организовалась кафедра педагогики и психологии (первым заведующим был назначен - Ф.А. Федоров.)

ИППСТ_слайд_1

С начала 50 - х гг. состав кафедры заметно стабилизировался, накапливались традиции. Учёные кафедры благодаря своим исследованиям и публикациям смогли оказать существенную помощь учителям Удмуртии при переходе на новые программы. Убеждённым сторонником и страстным пропагандистом развивающего обучение в конце 40 — х гг. был Н. Г. Касаткин. Эта же тенденция прослеживается и в экспериментальной работе кафедры педагогики и психологи. В конце 50-х - начале 60-х гг. проведена опытная работа по развитию мышления школьников на уроках русского языка, географии и математики А. М. Горфункель.

ИППСТ_слайд_2

Пропаганда предложенной ею схемы обучения применения знаний в действиях помогла учителям подготовиться к переходу на новые программы в начальных классах и участвовать в их экспериментальной проверке в школах Удмуртии. Работа проводилась при активном участии студентов, членов психологического кружка в течение 2-х лет. За доклады по этой работе авторы были награждены премией на IV -й Всесоюзной конференции. Работа кафедры проводилась преимущественно в содружестве с Ленинградским университетом и Пермской психологической школой с одной стороны, а с другой - со студентами - кружковцами, которые были увлечены психолого-педагогическими исследованиями своих руководителей, проявляя творчество и инициативу.

ИППСТ_слайд_4ИППСТ_слайд_3

70-е годы: по инициативе Э.А. Мальцевой была открыта специализация на историческом и филологическом факультетах по теории и методике воспитательной работы в школе и общественных организациях (на современном языке социальный педагог - психолог). Серьёзное влияние на развитие кафедр психологии и педагогики оказала деятельность П. Л. Горфункеля, который к началу 70-х годов становится глубоким и оригинальным психологом в нашем ВУЗе. Он изучал многие важнейшие проблемы, главная из них - мотивационно - потребностная сфера личности. Им написано более 50 научных работ, но осталась незавершённой докторская диссертация.

80-е годы: кафедра продолжает развиваться как учебный центр, издаётся серия учебно-методических пособий благодаря активной деятельности П. Л. И А.М. Горфункелей, Б. П. Сысоевой, Э. А. Мальцевой, Д. В. Кузнецовой, Л. П. Колчиной, Г. Н. Казанцевой, Н. М. Костиной и зав. кабинетом Л. В. Антроповой. Разрабатываются различные модели педагогической практики (Л. П. Чазова, Л. А. Перевощикова).

Более 25-ти лет разрабатывалась и успешно осуществлялась система летней практики студентов в пионерских и оздоровительных лагерях. Всегда функционировали инструктивные лагеря для студентов. Вдохновители и организаторы: Э. А. Мальцева, Н.М. Костина, Т. И. Рябова. В 1982 году произошло кафедры на кафедру педагогики и кафедру психологии.

ИППСТ_слайд_5

Работа кафедры психологии проходила под руководством А. К. Байметова (до 1982 года), затем Г. Н. Казанцевой. Заведующей кафедрой педагогики была Д. В. Кузнецова (до 1988 года), актуализировавшая разработку дидактических проблем, затем С. Л. Копотев (по 1998 год), под руководством которого развиваются системные исследования педагогической деятельности.

ИППСТ_слайд_6

Благодаря усилиям сотрудников кафедр педагогики и психологии и, особенно Копотева С. Л., с поддержкой ректора В.А.Журавлева был организован психолого-педагогический факультет и кафедры педагогики и психологи из статуса межфакультетских перешли в статус кафедр психолого-педагогического факультета, хотя функции общеуниверситетских кафедр они выполняют и до сегодняшнего дня.

ИППСТ_слайд_7

Сейчас в УдГУ ведется обучение с использованием высоких образовательных технологий как по чисто педагогическим специальностям, так и с присвоением квалификации преподаватель выпускникам специальностей не учительского профиля. Одно из лидерских мест в системе подготовки «инженеров и конструкторов человеческих душ» занимает созданный по инициативе В.А.Журавлева на базе факультета психологии и педагогики институт педагогики психологии и социальных технологий. И не случайно наука о душе – психология в его наименовании занимает срединное - центральное положение. Психологическое знание является неотъемлемым атрибутом педагога, потому, что прежде чем работать с «материалом» под названием человек необходимо знать его свойства как педагогическому, так и социальному работнику.

Системообразующее начало психологии представленное связующим звеном в формулировке института сплотило не только в рамках университета, но и всей Удмуртии интелектуально-личностный потенциал специалистов социально-образовательной сферы. В 2005 году по результатам рейтинга по Приволжскому федеральному округу результаты деятельности преподавателей УдГУ, участвующих в подготовке будущих психологов оценены самой высокой отметкой – 1 местом, а по всей России из числа сотни факультетов и отделений психологии у нас вполне почетное 6 место.

Трансформация касается не только наименования, перед институтом как структурным подразделением классического университета поставлены задачи направленные на отработку, воплощение и передачу передового педагогического опыта другим подразделениям, а также занятие лидерских позиций в психолого-педагогическом пространстве региона на основе высоких социально-образовательных и психолого-педагогических технологий. Напомню, сегодня университет реализует учебно-образовательные программы через очную, очно-заочную, и заочную формы обучения по 12 психолого-педагогическим специальностям, причем мы имеем весь спектр существующих на сегодняшний день специальностей психологического профиля.

Институт как ресурс развития сферы общего среднего и высшего профессионального образования организует: - профильное академическое и дополнительное педагогическое обучение с освоением исследовательских инновационных технологий; - создание кадровой инфраструктуры и методического обеспечения образовательной деятельности преподавателей всех уровней образования (рассматривается возможность реализации проекта: открытых межфакультетских кафедр по обеспечению квалификации бакалавр и магистр образования по отраслям знаний); - полноценные связи профессионально-педагогического образования с научно-исследовательской и практической деятельностью, гармонизируют содержание образования и образовательные технологии; - ведется разработка и введение в действие механизмов поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности; - осуществляется интеграция достижений психолого-педагогической науки в систему дошкольного, школьного и профессионального образований; - внедряются новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; - систематически ведется работа над повышением качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала образования и науки, гармонизации процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров с международной практикой.

При университете функционирует аспирантура по психологии и педагогике по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, а также три психологических аспирантуры (19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.05 – социальная психология, 19.00.07 - педагогическая психология). Все соискатели, успешно подготовившие диссертации, могут защищаться в созданном при УдГУ диссертационном совете по любой из трех специальностей, по которым совету дано право принимать работы к рассмотрению – по общей педагогике, теории и методике профессионального образования и педагогической психологии.

Оберегая и сохраняя лучшие традиции психолого-педагогического образования в классическом университете, наш молодой институт становится культурным и интеллектуальным центром, осуществляющим перспективные разработки в области образования, является участником процесса интеграции науки и образования. На базе института активно функционирует региональное отделение психологического общества РФ, возрождается свою деятельность педобщество, находятся в стадии становления отделения Федерации психологов образования и психоаналитического общества России. Понимая значимость изменений в образовании, институт концентрирует ресурсы на ключевых направлениях развития национального, регионального образования в интересах личности, общества, государства.

ИППСТ_слайд_8

Только за последние 3 года учебно-методические разработки наших преподавателей получили 5 грифов министерства образования и науки РФ. Мы являемся активными членами 5 УМО профильного федерального министерства (по педагогике и психологии – при СПбГУ, базовому психологическому образованию – при РГПУ, классических университетов по психологии - при МГУ, по социальной работе – при МГСУ, по профессионально-педагогическому образованию – при РГППУ). В настоящее время выступаем в качестве экспертов по разработке тестовых заданий по педагогике и психологи Национального агентства по образованию. Вся эта деятельность непосредственным образом позитивно сказывается на качестве подготовки специалиста психолого-педагогического профиля.

Нами учитываются различия в направленности вуза, а отсюда и в учебных планах, которые задают необходимость выстраивать в классическом университете собственную модель подготовки педагога, эффективность которой обеспечивается иными механизмами, чем в пединституте. Поэтому и практико-ориентированная стратегия педагогического образования в вузе, основанная на реализации субъект-субъектной парадигмы, должна отличаться от таковой в других учебных заведениях, и опираться не на увеличение предметной наполненности (формирующей ЗУНы), а на выработку активной позиции студента, ориентированной на поиск и приобретение практического опыта, а в идеале – на выстраивание индивидуальной стратегии жизненного успеха.

Усиление практической подготовки будущего носителя диплома о высшем образовании, достигается через активное использование потенциала экспериментальных площадок (инновации Э.Р.Хакимова, А.С.Сунцовой, О.В.Фиофановой, С.В.Алабужевой Э.Б.Чирковой, А.Ю.Украинцевой, Мухачевой) в том числе и 56 школы-гимназии и других специализированных учреждений систем образования, здравоохранения, МВД, Министерства юстиции, социального обеспечения, муниципалитета.

Уже только за 2006 учебный год студенты психолого-педагогических специальностей отмечены грамотами и призами Всероссийских конкурсов, имеется также в качестве призового поощрения лауреаты премии Президента Российской Федерации, в том числе и среди преподавателей. Наши исследователи, студенты и академические работники наряду с национальными достижениями (партнерством с Вузами России), интенсивно осваивают гуманитарно-педагогическое и социально-психологическое международное пространство. Используется любая возможность по организации совместных с зарубежными университетами усилий по обмену имеющимся академическим и исследовательским опытом. Реализуется сотрудничество с Престонским, Манчестерским (Великобритания), Люнебургским (Германия), Хельсинским университетами, а также высшими колледжами и университетами штатов Юта, Флорида, Техас Северной Америки. Все это позволяет вести процесс обучения специалистов психолого-педагогического профиля в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической мысли, с учетом опережающей - прогностической функции образования.

В институте имеются все необходимые ресурсы для приложения и развития самостоятельности, инициативности и творчества начинающих исследователей. Наряду с необходимым материально-техническим оснащением и правовым статусом в наличии имеется и профессорско-преподавательским состав, отличающийся высоким научно-поисковым и педагогическим потенциалом (в ИППСТ трудится около 50 кандидатов и 20 докторов наук, профессоров).

ИППСТ_слайд_9

Так учеными института совместно с исследователями из других подразделений университета, активно разрабатываются следующие проблемные поля психолого-педагогического знания: - методология и условия развития профессионализма личности и деятельности педагога (профессора С.Л.Копотев, Г.С.Трофимова, Г.А.Ушаков, И.В.Меньшиков, доценты Т.Ф.Вострокнутова, Г.Е.Соловьев); - психология и педагогика поли и монокультуральных пространств (в интеграция с факультетами историческим и удмуртской филологии - В.Ю.Хотинец, Э.Р.Хакимов, И.В.Тараканов, В.Е.Владыкин); - детская и молодежная субкультура (находящаяся в стадии активного становления школа профессора Э.А.Мальцевой); - психология и психофизиология адаптации и социально-педагогическая поддержка человека в экстремальных, трудных жизненных ситуациях (профессор А.А.Баранов, доцент А.С.Сунцова, ) - глубинно-психологические механизмы субъектности (интеграция с филологическим – проф. И.Б.Ворожцова, философским - проф. О.Н.Бушмакина, биолого-химическим – проф. И.В.Проничев, факультетами и ИИЯиЛ - проф. А.Н.Утехина). - субъект в техносфере и информационной среде (В.П.Овечкин, проф.Ю.Н.Семин (ИжГТУ), П.К.Петров (ПФФК), А.С.Казаринов (ГГПИ). - проблемы социализации личности, технологии и пути социальной поддержки – (преподаватели кафедры социальной работы - зав. кафедрой А.В.Ишмуратов), - интеграция в социум детей с нарушениями в развитии – (кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики - зав.кафедрой Э.Б.Чиркова).

Институт осуществляет и будет продолжать оказывать всемерную административно-информационную поддержку пополнению докторского корпуса. В самые ближайшие годы ожидается завершение диссертаций ведущими доцентами: А.С.Сунцовой, Э.Р.Хакимовым, Э.Б.Чирковой, С.Л.Белых, С.И.Вострокнутовым, О.А.Фиофановой.

За свою 80 летнюю историю из стен сначала УГПИ, а затем УдГУ вышли тысячи специалистов-педагогов высшей квалификации и можно с гордостью констатировать, что те вчерашние, сегодняшние, да и завтрашние успехи и достижения субъекта федерации - Удмуртии, как в экономическом, так и социально-культурном формате есть следствие работы слаженного коллектива первого учреждения высшего профессионально-педагогического образования Удмуртского государственного университета.

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus