Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

Из газеты "Удмуртский университет"

Наша общая забота
«Советский специалист сегодня – это человек, который, хорошо владея основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью», – подчеркнул Л.И. Брежнев на Всесоюзном слете студентов. Поэтому совместно с преподавателями общественных кафедр, членами нашей партийной организации – Б.П. Басовым, В.В. Нарышкиной, И.А. Шмокаревой, А.М. Горфункель – мы изучили создавшееся положение и приняли решение создать на факультете идеологическую комиссию, возглавить ее было предложено старшему преподавателю И.И. Трубачевой. Комиссии было предложено не только проанализировать состояние дел в изучении общественных наук, но и постараться заинтересовать и привлечь как можно больше студентов к научной работе по общественным дисциплинам. О некоторых результатах деятельности комиссии мы можем сообщить сейчас. Средний балл по общественным дисциплинам в зимнюю и летнюю сессии 1973 года вырос на 0,2 процента. На прошедших научных студенческих конференциях в марте и декабре 1973 года студентами факультета было сделано около сорока докладов по общественной тематике, причем большинство докладов были глубоко содержательны и рекомендованы к поощрению.
В функции идеологической комиссии входит организация и проведение Ленинских уроков (идеологическая комиссия является и аттестационной комиссией по проведению Ленинского зачета). Она помогает партийному, комсомольскому и профсоюзному бюро, отдельным преподавателям в составлении планов воспитательной работы и их реализации, в проведении интернационально-патриотического воспитания, в организации встреч с интересными людьми и в других мероприятиях. Например, в ноябре месяца этого года идеологической комиссией была осуществлена задуманная встреча с участниками Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, с людьми, видевшими В.И. Ленина, с ветеранами партии и комсомола. Это мероприятие доставило большое удовольствие и студентам, и преподавателям. Или другой пример. Факультетский клуб интернациональной дружбы уже в этом учебном году провел ряд интересных и нужных мероприятий. С начала этого учебного года состав комиссии несколько изменился. Партийное бюро факультета утвердило председателем идеологической комиссии Н.Ф. Пономареву, членами комиссии – преподавателей общественных дисциплин, а также секретаря комсомольского бюро и ответственного за работу интернационального клуба.
О. Лихачев, секретарь партбюро факультета романо-германской филологии.
январь 1974 г., № 1-2


Высокой мерой партийности
В январе и марте этого года по инициативе факультетского партийного бюро у нас состоялись два интересных собрания. Интересных в двух отношениях: по актуальности тематике и форме их проведения.
Первое собрание было посвящено анализу самостоятельной работы студентов и определению содержания и формы проведения НИРС и УИРС на факультете, второе – проблеме самовоспитания. Оба собрания отличались четкостью построения, научным анализом фактов, деловой дискуссией. Я не ошибусь, если скажу, что они явились образцом проведения подобных мероприятий.
В тематике проведенных собраний было одно значительное, объединяющее звено: самостоятельная работа студентов. Этот термин, ставший популярным в последнее время, воспринимается на нашем факультете двузначно. В первом понимании он отождествляется с выполнением графиков самостоятельной работы, отражающих в основном требования учебной программы, а также включающих научную ориентацию студентов, т. е. представляет уровень обязательный, контролируемый, уровень нормы, держаться которого наша обязанность. Во втором понимании этот термин подразумевает истинно самостоятельную работу студентов, никем не контролируемую, т. е. самостоятельное приобретение знаний сверх нормы, которое происходит в процессе самообразования. Ориентация студентов на такую работу очень важна, так как именно в этом плане она во многом способствует поднятию духовной культуры наших студентов, накоплению знаний, навыков, умению оперировать ими в жизни.
А. Орлова, ст. преподаватель кафедры немецкой филологии
10 июня 1976 г.


И долг, и обязанность
Самыми незабываемыми остаются в жизни каждого человека годы комсомольской деятельности. Будучи членом ВЛКСМ с 1938 года, я прошла путь от рядового комсомольца до секретаря райкома ВЛКСМ. Очень хорошо помню свое «секретарствование» в ижевской школе №22. Были и удачи, и промахи – не хватало еще опыта работы. Но во всех делах помогали сплоченность нашего коллектива, ответственность каждого за порученное дело. Все это было потом, а сначала…
После окончания средней школы я стала студенткой одного из московских вузов. Шел 1940 год. Мое первое комсомольское поручение – агитаторская работа среди населения. Район, в котором я и мои товарищи были агитаторами, располагался на окраине Москвы и, чтобы доехать до своих избирателей, нам требовалось больше двух часов. Несмотря на это, мы аккуратно каждую неделю выезжали на свои объекты. Темы наших бесед с людьми были разнообразны: о международном положении, культурной жизни, писателях и их произведениях, семейном быте. Всегда и всюду нас встречали с большим радушием. Побывав в какой-нибудь семье, мы становились как бы ее членами. Не стесняясь, помогали водиться с детьми, занимались вместе с хозяевами различными домашними делами, а вечерами беседовали с ними о самых насущных вопросах жизни. У нас, конечно же, не было еще тогда ОПП, теоретических занятий с агитаторами. Но, тем не менее, мы всегда шли к людям с радостью, с сознанием того, что тебя ждут, тебе верят. А это – главное.
Вспоминая свою юность, своих товарищей, мне хочется, чтобы наши студенты, комсомольцы 70-х годов, проявляли больше инициативы, ответственности, сознательности в тех делах, которые им поручаются, чтобы они сами были организаторами полезных дел. В воспитании современного специалиста все большее значение приобретает политическое самообразование. В этом гарантия успеха их всесторонней деятельности.
И. Трубачева, старший преподаватель.
10 июня 1976 г.


ТСО – надежный помощник
На нашем факультете большое внимание уделяется вопросам расширения материальной базы, создания и использования учебного оборудования.
Коллективом факультета уже сейчас создана лаборатория устной речи, которая включает в себя комплексы аудиторных и внеаудиторных занятий, научно-исследовательский комплекс и комплекс технического обслуживания. Каждый комплекс располагает соответствующим техническим оборудованием и дидактическими материалами.
Задачи учебно-воспитательного процесса требуют дальнейшего совершенствования и развития учебно-материальной базы факультета. Так, в этом пятилетии нам предстоит оборудовать автоматизированную поточную лекционную аудиторию, которая бы позволила поднять эффективность читаемых теоретических курсов за счет научных организаций труда преподавателей и студентов, за счет налаживания постоянной обратной связи между лектором и аудиторией; создать на базе языковой лаборатории «ЯЛ-24М» кинофонозал для организации и проведения заданий по практике языка; смонтировать еще один класс автоматизированного контроля знаний на базе машин «киси-5»; оборудовать в целях оптимизации самостоятельной работы студентов класс программированного обучения; создать фонозал библиотечного типа на 48 посадочных мест с шестью различными программами; обеспечить возможность централизованной подачи программ во все аудитории, предназначенные для занятий по практике языка, модернизировать существующие лингафонные кабинеты и сделать многое, многое другое.
Словом, коллективу факультета предстоит выполнить большой объем работ по техническому переоснащению. И мы уверены, что с намеченными планами справимся.
Насыщение учебного процесса техническими средствами не дань моде, и сами по себе приборы и оборудование не способны дать наибольший педагогический эффект. Научно обоснованное включение ТСО в канву занятий предполагает разработку специальных дидактических материалов и методик их использования в зависимости от цели, задач, содержания, этапов, видов и форм обучения.
Вопросы создания и использования дидактических материалов постоянно курируются и направляются руководством факультета. Систематически на совете факультета, методкомиссии, партийных и производственных собраниях обсуждаются проблемы педагогики высшей школы в плане совершенствования учебного процесса с помощью учебного оборудования. Методкомиссией разработаны и внедрены методические указания по использованию текстов, 8-миллиметровых кинофильмов, звуковых программированных упражнений, а также выработаны единые требования по содержанию, структуре и форме разработок к перечисленным средствам. Подготовлена к печати учебно-технологическая карта проведения занятий. Сейчас разрабатываются научно-педагогические требования к обучающим программам на печатной основе и к машинам «КИСИ-5».
Единые методические рекомендации позволят более квалифицированно оценить качество разрабатываемых учебных пособий и занятий с использованием технических средств обучения. Кафедрами составлены и используются десятки различных тестов по изучаемым дисциплинам, большое количество звуковых упражнений и программ к диафильмам, к диапозитивам и кинофильмам, подготовлено к печати три сборника автоматизированного контроля знаний и сборник звуковых тренировочных программированных упражнений для самостоятельной работы студентов. О.И. Лихачев завершает работу по написанию первого на факультете программированного учебного пособия на печатной основе по практической грамматике английского языка.
В этом пятилетии нам необходимо освоить методику использовании видеозаписи в учебном процессе и самостоятельной работе студентов.
Большую помощь в деле создания, оборудования и сбережения материально-технической базы факультета оказывают нам студенты, которые в период летнего трудового семестра активно участвуют в модернизации и переоборудовании кабинетов, в обработки и систематизации учебных материалов. Для студентов пятого курса введен и читается 40-часовой спецкурс «Научно-теоретические основы создания и использования учебного оборудования».
Все мероприятия в комплексе направлены на решение главной и основной задачи – создания системы факультетского учебного оборудования. При решении этой задачи мы испытываем и некоторые трудности, такие, как изготовление учебных диафильмов, слайдов, кинофильмов, кинофрагментов и кинокольцовок, подготовка научно-технической документации, эскизов и чертежей, приобретение новейшего учебного оборудования и монтажных материалов. В этом плане мы возлагаем большие надежду на помощь со стороны университетской лаборатории технических средств обучения.
Е. Невоструев, председатель методкомиссии ФРГФ


«Кошки» приехали в удгу
В Институте иностранного языка и литературы УдГУ более двадцати лет существует традиция постановки спектаклей-миниатюр – так проходят зачеты у студентов. Здесь спектакли стали неотъемлемой частью учебного процесса. По словам директора института Тамары Ивановны Зелениной, идея создания театра на иностранном языке витает уже давно. Воплотить ее в жизнь они решили сейчас, переняв опыт существования франкофонных театров. Руководителям института хочется в будущем создать свой театр иностранных языков, и первый шаг уже сделан.
Впервые 21-го декабря 2000 г. в стенах УдГУ прошел минифестиваль театров на иностранных языках. Мероприятие организаторы назвали «Театральное Рождество», приурочив его к скорой встрече Нового года. В программе фестиваля были представлены спектакли – миниатюры на французском и английском языках.
Ученики колледжа иностранных языков показали сказку «Тисту – волшебные пальцы» о мальчике, обладавшем даром выращивать растения прикосновениями пальцев.
Американскую пьесу «Спектакль продолжается» представили ребята гр. 2829. Лингвисты-переводчики кратко рассказали и показали нам, что делается за кулисами до начала любого представления.
Другая группа лингвистов приготовила пародию на мюзикл «Кошки». Его привезла из США заместитель директора по учебной работе Ольга Николаевна Голубкова. Ей очень понравились стихи Т. Элиотта и музыка Вебера. Ее мечта – поставить весь мюзикл, а здесь по инициативе гр. 2827 зрители увидели авторизированную его версию.
«Кафе у Киры» – так называлась еще одна миниатюра филологов-англичан четвертого курса. Эту радиопьесу привез из Ирландии Том Мур. По ней Институт иностранных языков и литературы сделал видеофильм, а победители факультетского конкурса на лучшую постановку английского спектакля Александр Скябин, Надежда Зеленина, Ольга Глухова и Анна Щинова представили ее на суд зрителя.
Огромную работу провела режиссер Валентина Михайловна Демина.
Весь вечер между спектаклями-миниатюрами звучали замечательные песни на английском языке в исполнении студента гр. 445 Евгения Горшичкова. Зал одарил молодого певца морем аплодисментов.
Главные организаторы первого фестиваля Т.И. Зеленина и О.Н. Голубкова остались довольные его результатами. Главное, отметили они, что это нравится ребятам. Среди зрителей были не только студенты и преподаватели, но и родители. Елена Владимировна, мама одного из учеников французского колледжа, пожелала, чтобы теперь такие мероприятия проводились почаще. На них очень весело и интересно.
Валентина Кононова
№12(21) 2000


Играют все!
Политологи, аналитики, здравомыслящие люди давно признали: будущее любой страны зависит от молодого поколения. И поэтому актуальность проблем образования ни чуть не ниже таких, как экология, сокращение оружия массового уничтожения или экономическая политика.
Например, во Франции, да и во всей Западной Европе институты начального образования в последние годы сталкиваются с так называемой проблемой «культурно-лингвистического образования» – следствием быстрорастущих темпов иммиграции. И хотя дети-иностранцы занимают не более десяти процентов от общего контингента учащихся, многие педагоги понимают: традиционные методы начального образования не всегда эффективны. Поскольку проблема связана с лингвистическими и культурными моментами, научные разработки и исследования ведутся в обоих направлениях. Сейчас развиваются более тесные экономические и политические контракты между народами Европы. Франция делает многое, чтобы никто не забывал о культурном аспекте евростроительства.
Одно из перспективных направлений в лингвистическом образовании – проведение театральных фестивалей, где актеры играют на иностранных языках. Большой популярностью пользуются фестивали франкофонных театров. Создаются театральные клубы, в которых спектакли на французском языке являются частью учебной программы. Отрадно отметить: подобных клубов и театров в России достаточно много. Один из лидеров – московский клуб «GA-VA». Кстати, его основателем и директором является Галина Бушуева, бывшая студентка факультета Романо-германской филологии Удмуртского университета. Клуб существует уже 10 лет. В последние четыре года здесь проходят фестивали франкофонных театров с участием молодых артистов, изучающих французский язык. Возраст участников от 8-ми до 18-ти лет. В этом году в программу фестиваля были включены не только спектакли и выступления, но и все возможные мастерские, проводимые театральными деятелями из России, Франции, Швейцарии. Общение детей, новые знакомства, познание секторов театрального действа превратили фестиваль в настоящее празднество, сравнимое только с Рождеством.
Ижевск представлял театр «Иж-Логос», действующий на базе колледжа иностранных языков при Институте иностранных языков и литературы УдГУ. Дети выступали со спектаклем «Титсу – волшебные пальцы» (по М. Дрюону). Сценарий написала преподаватель кафедры французской филология Т.И. Белова. Сказку о добре очаровала зрителей. И хотя гран-при юным ижевским актерам не дали, жюри и участники из других городов признали выступления нашего театра оригинальным. Театр получил приз в номинации «За искреннюю игру и удачное использование сценических средств (декораций, костюмов)». Кстати, ученики, игравшие в спектакле, изучают в колледже французский как второй иностранный.
В Институте иностранных языков и литературы УдГУ спектакли на иностранных языках являются частью учебного процесса. Так, традиционным становится показ спектаклей в конце учебного года. В этом году мы впервые стали свидетелями «Театрального Рождества». В нем участвовали и юные артисты колледжа, выступившие на московском фестивале.
Александр Скрябин, участник театрального фестиваля в Москве, студент 4 курса ИИЯЛ.
№12 (21) 2000


Раннее языковое образование – первый шаг к многоязычию
Событие, произошедшее в Удмуртском государственном университете, надолго запомнится специалистам, занимающимся вопросами обучения иностранным языкам в раннем возрасте. С 5 по 8 апреля на базе Института иностранных языков и литературы (ИИЯЛ) проходила конференция «Раннее языковое образование: состояние и перспективы». В рамках конференции состоялся семинар «Обучение иностранным, национальным и родному языкам в раннем возрасте». Конференция и семинар собрали 196 участников. Среди них были ученые и практики из Ижевска, Глазова, Воткинска, Можги, Сарапула, Уфы, Ростова-на-Дону, Рязани, Нижнего Новгорода, Чайковского, Саратова, Самары, Коломны, Стерлитамака, Екатеринбурга и С-Петербурга.
Не случайно Всероссийская конференция проходила на базе Удмуртского университета. Более 10 лет ученые ИИЯЛ работают над вопросами, связанными с ранним обучением иностранным языкам. С 1990 г. по воскресеньям дети 5-10 лет постигают азы языков (родного и двух иностранных) в детской школе «Лингва», которая является экспериментальной площадкой. На ее базе постоянно действует научно-методический семинар. В течение трех лет (1997-1999 гг.) научный проект «Программа развивающего обучения «Лингва» » получал поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Проект осуществлялся коллективом, состоящим из десяти человек (научные руководители – доцент Т.И. Зеленина, профессор А.Н. Утехина). В 2000-2001 гг. ИИЯЛ получил международный грант совместно с Люнебургским университетом (научный руководитель – Т.И. Зеленина, координатор со стороны УдГУ – доцент Т.С. Медведева, с немецкой стороны – приват-доцент М. Гросс). Международный проект «Коллегиальные семинары как средство научного роста молодых ученых» включает в себя, в том числе, вопросы, связанные с ранним языковым образованием, в частности, вопросы социализации.
Европейские ученые озабочены сегодня огромным потоком беженцев, которые хлынули во многие европейские страны. Проблема адаптации, в частности социализации, выступает на первое место. Не последнюю роль играет вопрос языковой адаптации. Поскольку среди беженцев много детей, то научные изыскания в области раннего языкового образования, проводимые в ИИЯЛ, приобретают сегодня европейскую значимость.
Европейское сообщество заинтересовано в многоязычии жителей европейского дома, и раннее языковое образование – это первый шаг к нему.
Результаты научных исследований нашего коллектива представлены в многочисленных статьях и учебных пособиях. По проблемам раннего языкового образования защищены 16 дипломных работ, одна кандидатская (Т.И. Белова) и одна докторская (А.Н. Утехина) диссертации.
Учебное пособие профессора А.Н. Утехиной «Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика» получила гриф НМС по филологии университетов России. По инициативе ИИЯЛ зарегистрирована в Москве новая специализация «Обучение иностранному языку в раннем возрасте».
Исследование коллектива ИИЯЛ представляют интерес и для национальных регионов России. Так, УР, как отмечает известный французский ученый, заведующий кафедрой финно-угорских языков Института восточных языков и цивилизаций Жан-Люк Морс, с которым ИИЯЛ связывает давняя дружба, – уникальный в языковом и культурном плане регион. В нем соседствуют три очень разные языковые семьи: славянская (русский язык), финно-угорская (удмуртский язык) и тюркская (татарский язык). Сохранение этих и других языков на территории Удмуртии имеет первостепенное значение для ученых-лингвистов нашей республики.
В настоящее время в Ижевске более тридцати дошкольных учреждений обучают детей удмуртскому языку, в шести детских садах преподается татарский язык, и около 50 детских садов приобщают детей к английскому языку. В последние годы совместно с Управлением дошкольного образования и воспитания Ижевска ИИЯЛ провел многочисленные семинары для воспитания национальных групп и преподавателей английского языка.
Известно, что после десяти лет речевые способности ребенка затухают. К сожалению, именно в этот период, следуя российской традиции, начинают обучать детей иностранным языкам в школах.
Мы твердо убеждены в том, что необходимо использовать уникальную возможность многоязычного региона, каким является Удмуртия. Развивать способности к иноязычному восприятию можно на любом языке (удмуртском, татарском, марийском, чувашском, русском и т.д.). Главное – начать это делать вовремя. Современное и грамотное введение маленького человека в мир родного, национальных и иностранных языков позволит ему в будущем стать полноправным гражданином многоязычной Европы.
Директор ИИЯЛ Т.И. Зеленина
№6 (27) 2001

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus