Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

Доклад члена партбюро ФРГФ, декана факультета Невоструева Е.К.

Доклад
члена партбюро ФРГФ, декана факультета Невоструева Е.К. на партийно-производственном собрании по вопросу «О выполнении плановых заданий и социалистических обязательств коллективом ФРГФ в 1976-1980 гг. и первую половину 1981 г.


В период с 1976 по июнь 1981 года коллектив ФРГФ руководствовался решениями ХХV и ХХVI съездов КПСС, а также постановлениями ЦК КПСС и Совмина СССР о высшей школе.
Вся деятельность коллектива была направлена на повышение качества учебно-научно-воспитательного процесса. Подготовка студентов велась, как и прежде, по трем основным специальностям: английский язык и литература, немецкий язык и литература и французский язык и литература. В этом пятилетии завершен переход на новые учебные планы, в соответствии с которыми выпускникам присваивается квалификация «Филолог, преподаватель иностранного языка и зарубежной литературы, переводчик».
Планы приема студентов на дневное отделение (ДО), отделение заочного обучения (ОЗО) и подготовительное отделение (ПО) остались без изменений и составили соответственно100, 50 и 10 человек. В 1981 году прием на ОЗО на специальность «Английский язык и литература» будет прекращен, в связи с тем, что 100% учителей по английскому языку, работавших в школе без высшего образования, уже закончили наш факультет. Закрытие английского отделения на ОЗО ставит на повестку дня вопрос увеличения набора на английское отделение ДО до 80 человек вместо 50, т.к. учителей английского языка выпускается недостаточно. Мы теряем также значительное количество часов учебной нагрузки по английским кафедрам. В связи с этим уже в 82/83 учебном году необходимо взять себе язык на филологическом факультете, что позволит выполнить решение инспекции Минвуза СССР о еще большем сближении филологического факультета (ФФ) и ФРГФ. Это поднимет также качество филологической подготовки ФФ.
План выпуска специалистов в 1976-81 гг. хронически не выполнялся вначале из-за неопытности декана, а впоследствии из-за либерального отношения ректората к просьбам студентов о переводе на ОЗО. Так, только в 1977 году без согласия факультета ректоратом по различным причинам было переведено на ОЗО 9 студентов. 3-го курса, что сказалось на невыполнении плана выпуска 1981 года. Конечно, основной причиной невыполнения плана выпуска был отсев студентов за академическую неуспеваемость. Это имело место, потому что преподаватели в какой-то период перестали нести ответственность за судьбу студента, ослабили воспитательную работу. А деканат и заведующие кафедрами видели основную причину плохой посещаемости и успеваемости только в самих студентах. Они снизили требовательность к преподавателям за качество и посещаемость студентами их учебных занятий. Сейчас положение исправляется, о чем свидетельствует ежегодное увеличение контингента студентов. В этом году он составил уже 479 человек, и на начало 81/82 учебного года мог бы составить 499 студентов. Но контингент будет меньше, т.к. по различным необъективным причинам сейчас собираются уйти с факультета ряд студентов: Николаева, Арапова, Егоров – 1-й курс, Углов, Исупова, Иванова, Стрелина, Крылова – 3-5-й курсы английского отделения; Шигапова, Шубникова – французское отделение; Голдина – немецкое отделение.
Такой массовый уход можно объяснить только ослаблением воспитательной и разъяснительной работы деканатом, партбюро и заведующими кафедр среди преподавателей и студентов о важности выполнения планов выпуска и распределения молодых специалистов. Среди студентов, и прежде всего, юношей в общежитии настоятельно дискутируется проблема о бесперспективности учительской профессии. Именно это явилось причиной того, что в 1980/81 учебном году с 1-го курса были отчислены: Лебедев, Ерофеев.
Непосредственное влияние на выполнение планов выпуска высококвалифицированных специалистов оказывает работа по повышению качества учебного процесса и академической активности студентов. В 1976-81 гг. была проведена значительная работа по соединению учебно-воспитательного процесса с научными исследованиями.
С целью оптимизации самостоятельной работы студентов и дальнейшего совершенствования учебно-технологических карт продолжается изучение бюджета времени студентов по 43 дисциплинам.
За 1980 г. разработано деловых игр на ДО – 22, на ОЗО – 2; посещено преподавателями, без учета заведующих кафедрами и декана, 264 часа на ДО и 44 – на ОЗО; проведено открытых занятий: 110 – на ДО и 18 – на ОЗО.
О мероприятиях, проведенных по повышению качества учебного процесса и академической активности студентов
Широко внедряется и совершенствуется УИРС на всех видах занятий. УИРС ведется в среднем ежегодно по 23 дисциплинам. С учебно-исследовательским элементом выполняется около 10 лабораторных работ, 279 рефератов, 104 курсовые работы, 50 дипломных работ, 81 нетиповое задание, читается 48 лекций по методологическим основам педагогических и филологических исследований.
Шире стали проводиться воспитательные мероприятия на изучаемом языке. Такие мероприятия проводятся по круглым датам известных зарубежных писателей, в день юбилеев ГДР и Парижской коммуны, по обычаям и традициям Англии и т.д. Они выполняют одновременно три основные функции: совершенствование языковой подготовки студентов, воспитательно-образовательные цели, подготовку студентов к внеклассной работе по языку в школе.
С 1980 года конференции по производственным практикам стали проводиться по типу научных конференций. Теперь на таких конференциях кроме отчетов студенты обмениваются опытом по учебной и воспитательной работе в школе, выступают с обобщением своего опыта и опыта учителей. делают научные сообщения по результатам своих исследований и защищают их, выступают в качестве оппонентов, дают оценку их теоретической и практической подготовке в вузе.
С целью лучшей подготовки студентов к воспитательной и внеклассной работе по языку в школе на факультете за счет часов спецкурса введен в 8-м семестре факультатив по внеклассной работе, который читается на языке, что, соответственно способствует и совершенствованию языковой подготовки студентов.
В учебный процесс стали внедряться первые теоретические результаты комплексной факультетской темы исследования «Система обучения иностранным языкам». В рамках этой темы разработаны форма, структура и содержание учебно-технологических карт.
Не менее важным новшеством является введение на всех видах занятий индивидуально-группового метода обучения вместо часто индивидуального (фронтального) и группового (хорового) методов работы.
Партбюро, профбюро и УВК больше внимания стало уделяться посещаемости студентов. Однако вопросы посещаемости не стали еще предметом обсуждений на заседаниях кафедр.
Продолжают совершенствоваться аттестации и графики самостоятельной работы студентов. Начиная с 1977 года, аттестации по практике языка выставляются по ежедневным текущим оценкам. По всем дисциплинам неудовлетворительные аттестации пересдаются по специальным направлениям в 10-й срок. Однако вопросы текущей успеваемости еще мало интересуют кураторов групп и преподавателей дисциплин. Только этим можно объяснить отсутствие положительных аттестаций в течение этого семестра и соответственно зачетов по истории КПСС в общем-то у сильных студентов Шигаповой, Федоровой, Гирбасовой, Александрова. У нас еще имеются случаи непроставления аттестации вообще по политэкономии, диамату и истмату, курсовым и дипломным работам.
Кадры
На факультете в 1976 году работало 42 преподавателя, в настоящее время работает 48 преподавателей. Работа Совета факультета была направлена не только на количественный, но и на качественный рост, в основном за счет своих же выпускников. Так, преподавателей, имеющих ученую степень, в 1976 году было 19%, а сейчас – 29%. Наибольший рост кандидатов наук произошел на кафедрах немецкой филологии (7 кандидатов наук) и фонетики и лексикологии английского языка (4 кандидата наук), т.е. увеличение на 3 человека на каждой кафедре. В росте научной квалификации кадров у нас имеются серьезные недоработки. Так. факультет недостаточно требовательно подходит к подбору кандидатур для направления на стажировку и в целевую аспирантуру, не осуществляет должного текущего контроля за работой аспирантов. Иногда и ректорат без согласования с факультетом направляет слабо подготовленных выпускников в аспирантуру для факультета. Все это привело к тому, что сейчас на факультете мы имеем 7 человек, закончивших аспирантуру без защиты диссертации. Это И.Ю Калинина (Р1), Н.И. Пушина, Н.Н.Изметинская, Г.А.Тронина, Ф.М.Кузнецова (Р2), Н.М.Платоненко (Р3), Т.И.Зеленина (Р4). Предполагается возвращение без защиты в этом году Н.С.Моревой и Е.В. Гринберг с кафедры французской филологии, т.е. с кафедры, где до сих пор нет ни одного преподавателя со степенью и перспективы очень мрачны.
В отчетный период никто не планировал работу над докторской диссертацией. Это коллектив факультета должен считать самым слабым звеном в нашей работе. Правда. сейчас мы имеем реальные резервы – это В.В.Поздеев, М.И.Калинина, А.И.Фефилов, А.А.Фефилова. Перечисленные товарищи все с кафедры немецкой филологии. Другие кафедры в этом направлении не работают.
Для повышения квалификации эффективно используются ФПК, куда по факультету в целом ежегодно направляются более 20% преподавателей.
На факультете в целом стабильный, работоспособный, дружный и перспективный в научном плане коллектив. За 1976-81 гг. с факультета из-за научной неперспективности ушли 5 преподавателей. Ушли два заведующих кафедрами: Г.А.Пенькова (Р4) по состоянию здоровья и Р.Я.Бычкова (Р2) по семейным обстоятельствам. Вызывает тревогу частая сменяемость заместителей декана. Так, за отчетный период на должности зам. декана поработали 5 человек. Основная причина сменяемости здесь в том. что очень много чисто технической неквалифицированной работы. Из-за того, что на факультете самое большое количество академических групп (50) по университету, все рабочее время зам. декана уходит на составление и внесение текущих изменений в расписание.
Крайне плохо факультет укомплектован лаборантами: на 4-х кафедрах работают только 5 лаборантов. Не выделено нам ни одной ставки зав. методкабинетами.
НИР
С ростом научной квалификации ежегодно повышалось и качество НИР, количество научных докладов и публикаций. Так, докладов прочитано в 1980 г. – 50, а в 1981 - 30. Опубликовано учебных пособий в1980/81 гг. – 4 (15 п.л.); методических разработок – 50,8 п.л.; рабочих программ – 3 (1,5 п.л.); издано статей в межвузовских сборниках – 8; отредактировано и отрецензировано ( ! ) – 25 п.л. В стадии завершения подготовки к изданию находится монография Л.И. Калининой. Сдана в печать монография Г.А.Трониной.
Однако и здесь у нас имеются существенные недоработки. На кафедрах существует многотемье: в 1980 году на трех кафедрах было зарегистрировано 8 тем; на кафедре французской филологии нет своей темы и научного руководителя вообще. Заведующие кафедрами слабо изыскивают возможности комплексирования тем и их включения в планы важнейшей тематики. Только одна общефакультетская методическая тема наконец-то включена в ранг важнейших по Минвузу РСФСР. Заведующие кафедрами не принимают мер по разработке совместных НИР с УдНИИ.
Имеются трудности, которые мы не можем решить без помощи Совета УдГУ и ректората. Так, за всю историю факультета нами не издан ни один филологический сборник. Только один преподаватель (В.В. Поздеев) был на ФПК за рубежом. Именно зарубежные стажировки и ФПК специалистам иностранных языков помогают собрать основную информацию для написания докторских диссертаций. На факультете создана на общественных началах лаборатория экспериментальной фонетики, но до сих пор ее статус не утвержден и, соответственно, не предусмотрено никаких штатных единиц.
Второй год работает СПБ, которое держится на голом энтузиазме преподавателей и студентов. Несмотря на указания ректора об оплате работ, выполняемых членами СПБ, на выделение помещения, на оснащение его закрывающимися письменными столами и пишущими машинками на русском и латинском шрифтах, проректор по НР А.А. Тронин и начальник НИСа В.В.Нагаев никаких практических действий не принимали.
НИРС
Активно развивается на факультете НИРС. Студенты выполняют серьезные научные исследования. Так, в прошлом году было рекомендовано к внедрению 16 дипломных работ, в этом – уже 30. НИР охвачено 404 студента, из них 370 по госбюджетной тематике. В среднем ежегодно студенты делают 345 (1980 г.) докладов, из них 10-15 докладов вне вуза. За исключением 5 курса все студенты принимают участие в олимпиадах. Уже три года на факультете проводится Всероссийская олимпиада.
Но и здесь у нас имеются упущения. Студенты выполняют мало исследований по кафедре педагогики и психологии и по общественным дисциплинам. Правда, в этом году 3 студента выступили с докладами по философии в г. Свердловске.
Недостаточное количество работ представляется на конкурсы всех уровней.
Развитие материальной базы
Большая роль в повышении УНВП отводилась ТСО и развитию кабинетов.
Оборудовано и введено в действие за 1976-1981 гг.:

  • аудитории, оснащенные кинопроекционной аппаратурой - 1 (319);
  • диафицированные аудитории – 1 (314);
  • аудитории, оснащенные телевизорами – 2 (315а, 319);
  • классы, оснащенные техническими средствами контроля знаний – 2 (310, 322);
  • лаборатория экспериментальной фонетики – 1 (417);
  • лингафонные классы – 6 (301, 315, 315а, 316, 316а, 317, 319)
Основной упор при использовании ТСО сделан на их комплексное применение с целью организации индивидуально-группового обучения, ибо только такое обучение способно максимально интенсифицировать учебный процесс. В других случаях ТСО применяется, если они в сочетании с аудиовизуальными материалами способны выполнить дидактические задачи быстрее и качественнее, чем преподаватель.
План внедрения и применения учебного телевидения за пятилетку не выполнен, так как приобретенные видеомагнитофоны Воронежского производства не обеспечивают должного качества записи и воспроизведения видеосигнала.
Кроме того, Минвуз СССР не выполнил наши заявки 1977, 1978, 1979 и 1980 годов на поставку нам ПТУ для создания на факультете замкнутой системы учебного телевидения.
Магнитными звукозаписями обеспечены полностью. Фонды ежегодно пополняем за счет фонотек МГУ, ЛГУ, КГУ и ГГПИИЯ. Количество записей за эту пятилетку увеличилось на 33%. В настоящее время имеем более 1000 записей на английском, около 700 – на немецком, около 370 – на французском языках.
Испытываем трудности с магнитной лентой «Тип-10», т.к. Минвуз ежегодно не поставляет должного количества ленты: из 70000 тысяч заказываемых мы получаем только от 10000 до 30000 метров.
ЛУР обеспечивает в настоящее время занятия по иностранным языкам всех факультетов, но количество технического персонала не увеличено. Деканат не проявил настойчивости в том, чтобы вопрос о развитии материальной базы факультета был рассмотрен специально на балансовой комиссии университета.
Факультет до сих пор имеет только 2 пишущие машинки на русском языке на деканат, методкабинет, 4 кафедры и 1 машинку с латинским шрифтом.
Кафедры, учебные аудитории и коридор нуждаются в капитальном ремонте. Даже в тех аудиториях, где установлено новейшее оборудование, пол не застелен линолеумом. Не завершена замена досок на стеклянные.
Деканату необходимо добиться, чтобы при проектировании пристроев или нового учебного корпуса предусмотреть специальный блок небольших аудиторий, рассчитанных на занятия академических групп по практике языка на 10-12 человек.
У университета никогда в нужный момент не оказывается денег на приобретение школьных МК и учебно-методических комплексов для оснащения методического кабинета.
Воспитательная работа
Воспитательная работа осуществляется по единому комплексному факультетскому плану коммунистического воспитания студентов, составленному на основе плана УдГУ. Планирование осуществляется сверху донизу, т.е. сначала составляется деканом факультетский план, который утверждается на совместном заседании Совета, партбюро и профбюро. План размножается и передается на все кафедры и в общественные организации, которые составляют свои планы. Далее идет составление планов по курсам, группам и секторам общественных организаций. Такое планирование позволяет достичь взаимосвязанности и взаимообусловленности планов, исключения дублирования и исключения количества мелких мероприятий. Выполнение планов осуществляется через деканат, кафедры, общественные организации и кураторов, которыми руководит Совет кураторов.
С 1979 года на факультете практикуются открытые воспитательные мероприятия. С 1980 года проводятся конференции по итогам трудового семестра.
Выполнение всех планов обсуждается на ставших уже традиционными производственно-идеологических планерках при деканате, на которых присутствуют все заведующие кафедрами, лаборанты и руководители всех общественных организаций.
Плановые задания и соцобязательства факультетом и кафедрами, начиная с 1978 года систематически выполняются и перевыполняются. Именно это позволяет коллективу ФРГФ быть среди передовых факультетов. И в этом первом полугодии 1-го года 11-й пятилетки по предварительным данным факультет занимает одно из призовых мест. Однако по некоторым позициям мы планов не выполняем, хотя по общему объему у.е. план перевыполняется. Так, на итоговой комиссии при ректорате в этом году было отмечено невыполнение на кафедре Р1 по работе с выпускниками-стажерами, на Р3 – по сотрудничеству с ПГУ, на Р4 по сотрудничеству с ПГУ и по НИР. Имеются недостатки и на кафедре Р2, где при аккуратном заполнении планов имеются расхождения у преподавателей в текстах индивидуальных планов, сводной информации к ним и в кафедральных планах.
Исполнительская дисциплина
Исполнительская дисциплина является постоянным предметом обсуждения на Совете факультета. Мы приняли решение не менее 90% мероприятий выполнить в срок и с высоким качеством и сейчас приближаемся к этому рубежу. К сожалению, срывы до сих пор происходят по вине непредставления отдельными преподавателями документации в срок. Деканат считает необходимым создание еще в дополнение к факультетским и кафедральным индивидуальных графиков деятельности преподавателей в форме небольших карманных книжечек.
Индивидуальные графики, на мой взгляд, сделали бы работу преподавателей и заведующих кафедрами более ритмичной и планомерной.
В целом, говоря об исполнительской дисциплине, следует отметить, что она улучшилась только относительно регламентированных работ. Что касается общественных мероприятий: посещение совещаний, заседаний, собраний, проведение субботников, смотров, дежурств в ДНД, работа в колхозе и т.д., то исполнительская дисциплина и чувство ответственности имеют тенденцию к снижению. В качестве примеров можно привести сегодняшнее собрание, вручение дипломов, дежурство в ДНД, кампанию по подведению итогов соцсоревнования. Партийную организацию должно озадачить такое безответственное отношение ответственных лиц и отдельных преподавателей общественно значимых мероприятий и решений.
Большая работа проводится факультетом по лекционной пропаганде, шефской помощи средней школе, спорту и ФОПу. Но не все преподаватели одинаково активны в перечисленных видах работы. У нас не выполняются хронически планы по ФОПу и сдаче норм ГТО преподавателями.
Учебная работа в основном выполняется штатными преподавателями, в установленном объеме и с должным качеством. Однако на факультете неоправданно большой почасовой фонд.
Факультет беспокоит недостаточно высокий уровень преподавания зарубежной литературы, т.к. на соответствующей кафедре по нашему факультету значительное количество часов выполняется почасовиками или молодыми преподавателями.
Неудовлетворительно, формально проводятся аттестации по зарубежной литературе, русской и советской литературе, русскому и удмуртскому языкам.
Успеваемость студентов благодаря совокупности перечисленных выше мероприятий имеет постоянную тенденцию к улучшению с 90,5% в 1976 году до 98% в 1981 году. Возрос и средний балл по общественным дисциплинам с 3,9 до 4,1.
Сейчас для коллектива факультета задачей № 1 является борьба с «серостью» знаний, с троечниками. И уже в эту сессию мы задачу частично решили, особенно на 1-2 курсах.
В целом весь коллектив факультета в 1976-81 годах работал ритмично, слажено, сохраняя хороший климат служебных и личных взаимоотношений, что нам позволило с 7-го места в соцсоревновании в 1976 и 1977 годы подняться на 1-е место в 1978 и 1979 годы и поделить 2-3 места в 1980 году.
Спасибо за внимание!

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus