Перейти на другие сайты:
80 лет Удмуртскому государственному университету

Обучение английскому языку на факультете иностранных языков УГПИ (1950-1960-е гг.)

С.Я. Гельберг


Обучение английскому языку на факультете
иностранных языков УГПИ (50 – 60-е гг.)


Полвека назад на факультет иностранных языков УГПИ приехала С.Я. Гельберг, выпускница 1-го Московского государственного пединститута иностранных языков им. Мориса Тореза, увлеченная своей профессией, стремящаяся внедрить методику преподавания английского языка своей alma-mater в обучение студентов периферийного вуза. Вот, что она сообщила нам об обучении иностранному языку на нашем факультет полвека назад.

Материальная база факультета была недостаточной, отсутствовали необходимые учебники, методические пособия, по которым можно было бы изучать теорию и практику языка, а то, что имелось, не соответствовало стандартам даже того времени. Молодые преподаватели с энтузиазмом подбирали материалы, подыскивали тексты, составляли к ним упражнения, которые тогда писали вручную под копирку (печатные машинки с латинским шрифтом были большой редкостью). В те годы студенты ловили каждое слово преподавателя, с желанием вникали в содержание того, что им говорится. Естественно ведущее место занимало обучение произношению и интонации.

В условиях внеязыковой среды большую роль играла личность преподавателя. Имитация его речи, которая являлась образцом для подражания, приносила хорошие результаты, а заучивание наизусть рифмовок, стихов, отрывков из прозы закрепляло приобретенные умения и путем длительных тренировок превращало их в навыки. В процессе обучения четко определялись виды работ, такие как чтение, контрольное чтение, декламация, заучивание наизусть. Имитативные приемы помогали добиться фонетической правильности речи, даже в столь трудных условиях преподавания иностранного языка.

Большое внимание уделялось работе над текстом: отбору слов и выражений, поиску предложений, в которых они реализуют свои значения, переводу на русский язык. Подбирались фабульные тексты, использовались пластинки для проигрывателя: в это время (50-е гг.) стали появляться лишь первые катушечные магнитофоны.

Изучение текстов позволяло формировать не только навыки чтения, но и умения и навыки разговорной речи, так как преподаватели умело организовывали обсуждение текстов, вовлекая студентов в дискуссии, предлагая обсудить прочитанное в парах и группах. Такая работа привела к постепенному появлению коммуникативного подхода к изучению языка. Речевые функции связаны с социальной активностью человека, они выражают речевую интенцию и могут быть сопоставимы с коммуникативными речевыми актами

.

Говорящий может передать смысл/содержание разными языковыми средствами и структурами. Хотя в те годы основным считалась содержательная сторона обучения, все-таки преподаватели старались обращать внимание на возможности разнообразной речевой репрезентации одного и того же смысла. Уделялось внимание стилистическим аспектам языка – его литературной норме и отклонениям от нее.

В теории и практике обучения велись споры о том, чему важнее учить – лексике или грамматике. Преподаватели-практики считали целесообразным объединение содержательной стороны, которая выражена лексикой, и формальной, отраженной в грамматике. В условиях внеязыковой среды следовало опираться на сознательное овладение языком с опорой на родной язык, поэтому достаточно большое внимание уделялось переводу.

Конструктивным был подход, учитывающий различные пути презентации материала как дедуктивные, так и индуктивные, и разные способы его тренировки с опорой на сознательность. Лексический и грамматический материал тщательно отбирался, а для его тренировки преподаватели сами готовили упражнения, накапливая из года в год большой раздаточный материал.

Можно сказать, что используемые методы преподавания оказались весьма эффективными, т.к. в настоящее время в Институте иностранных языков и литературы (ИИЯЛ) Удмуртского госуниверситета успешно работают преподаватели, закончившие факультет иностранных языков (позднее факультет романо-германской филологии) в 60 – 70-е гг., которые продолжили и усовершенствовали методы и формы обучения иностранному языку, использовавшиеся старшими коллегами, и подняли их на современный уровень.

При обучении английскому языку уделялось внимание и письменной речи. Основной упор был направлен на изучение графической и орфографической системы языка. Известно, что орфография английского языка трудна и не соответствует произношению, поэтому часто проводились диктанты и другие письменные упражнения на аудиторных занятиях, а во внеаудиторное время студентам предлагалось написать сочинения на заданные темы, дать характеристику действующих лиц читаемых произведений, характеристику известных людей, своих сокурсников и т.д. Письменные работы являлись действенным средством контроля знаний.

Существенную роль играла внеклассная работа: постановка скетчей, пьес, отрывков из романов английских и американских писателей. На факультете было популярно обучение английскому языку через песни (English through song). Ансамбли, исполнявшие песни на английском и немецком языках, пользовались большим успехом не только на факультете, но и в городе, они были украшением смотров художественной самодеятельности.

Сочетание всех этих видов работы воспитывало интерес к языку и способствовало повышению качества обучения.

В современных условиях, когда выросла техническая оснащенность института, когда многие студенты имеют компьютеры и хорошую аудио- и видеотехнику в домашних условиях, возможности изучения иностранного языка значительно отличаются от тех, в которых приходилось работать преподавателям в 50 – 60-е гг. прошлого века.

В настоящее время студенты имеют возможность посещать страны изучаемых языков, общаться с носителями языка – все это весьма эффективно для усвоения языка. Но практика работы и в современных условиях показывает, что роль учителя всегда будет главенствующей и что тради­ционные методы изучения языков актуальны, а опыт препо­давателей тех лет следует изучать и заимствовать.

Эскиз УдГУ
© 1996-2011. Удмуртский государственный университет. Юбилейный сайт, посвященный 80-летию вуза.
426034 г. Ижевск, Университетская, 1, тел. (3412) 68–16–10, 68–20–61
Приёмная комиссия: тел. (3412) 525–797. Все телефоны УдГУ
Разработка: ЦМиИТ.
Система Orphus